Как узнать, что планета превращается в ад?

Парниковый эффект может наблюдаться не только на Земле, но и на похожих на нее экзопланетах. В какой-то момент он может превратить мир в ад. Новое моделирование позволило установить, что это может происходить почти мгновенно.

Парниковый эффект может превратить планету в ад
Парниковый эффект может превратить планету в ад. Источник: www.astronomy.com

Превращение планеты в ад

Группа астрономов из университета Женевы подтвердила давние подозрения ученых, что при определенных условиях нагрев атмосферы планеты, похожей на Землю, вследствие парникового эффекта может быть стремительным и необратимым.

Парниковый эффект — это явление, при котором в атмосфере образуются некоторые газы, препятствующие нормальному прохождению солнечных лучей. Из-за них тепловая энергия Солнца, достигшая планеты, не излучается обратно в пространство, а так и остается в газовой оболочке и нагревает ее.

Сильнее всего влияют на этот эффект углекислый газ и водяной пар. При этом с повышением температуры все больше содержимого водоемов переходит в газообразное состояние. Содержание веществ, способных задерживать энергию, растет и эффект усиливается. Как следствие, температура повышается все быстрее.

Ученые давно предупреждают, что повышение температуры на Земле всего на несколько десятков градусов может привести к катастрофическому скачку. Из-за него наша планета может чрезвычайно быстро превратиться в ад, подобный Венере.

Облака, оповещающие о катастрофе

В новом исследовании ученые решили смоделировать, как происходит превращение обычной планеты в ад. Ранее на экзопланетах уже проводились вычисления, как должен себя вести парниковый эффект. Однако в условиях, когда он незначителен или находится на среднем уровне.

Новое моделирование показывает, что происходит, когда количество водяного пара в атмосфере уже близко к критическому. Исследование полностью подтверждает вывод, что при достижении определенного значения этого параметра парниковый эффект уже не остановить. После этого планета действительно быстро превращается в ад.

Довольно неожиданным оказалось то, что еще в начале этого процесса меняется характер конвекции атмосферы и распределение облаков в тропосфере и стратосфере — ее нижних слоях. Возникает странная инверсия, характерный шаблон, который можно хорошо различить даже на планетах, удаленных от нас на многие световые годы.

Ученые подробно изучили его и теперь уверяют, что могут по результатам наблюдений с Земли определить, представляет ли собой планета ад или является пригодной к жизни. Кроме того, они планируют использовать результаты исследования для анализа ситуации на Земле.