Как радиоактивные элементы попали на Землю

Ученые изучили радиоактивные элементы из образцов, поднятых со дна океана, и обнаружили, что они родились в результате разных событий, но на Землю попали вместе. Это объясняется тем, что уже имеющиеся тяжелые изотопы могут переноситься ударными волнами от новых взрывов сверхновых.

Столкновение нейтронных звезд может распространять радиоактивные элементы в космосе. Источник: www.npr.org

Небывалая комбинация в океанских образцах

Международная группа ученых из Университета Хартфордшира в Великобритании и Обсерватории Конкои, принадлежащей Венгерской академии наук, опубликовала исследование, в котором объяснила, как радиоактивные элементы попадают на Землю.

Начало этому положили образцы, извлеченные из скал на дне океана. Тогда ученые выделили из них необычную комбинацию радиоактивных элементов: марганец-53, железо-60 и плутоний-244. Все они образуются далеко в космосе, а затем падают на Землю вместе с метеоритами. Но удивило исследователей не это.

Марганец-53 производят белые карлики, когда на них происходят вспышки во время падения на поверхность большого количества вещества. Железо-60 образуется при обычных взрывах сверхновых, происходящих из-за коллапса массивных звезд. А плутоний-244 рождается при столкновении нейтронных звезд. Все эти события никак не связаны между собой, однако элементы были найдены в одних и тех же образцах, что свидетельствует о том, что они попали на Землю вместе.

Как радиоактивные элементы «путешествуют» в космосе

Чтобы объяснить, как радиоактивные изотопы, образовавшиеся в разных точках Вселенной, могут вместе прибывать на Землю, ученые разработали компьютерную модель того, как они «путешествуют» по Галактике. Из трех видов событий, рождающих радиоактивные элементы, взрывы сверхновых, происходящие из-за коллапса, очень распространены, в то время как взрывы белых карликов и столкновения нейтронных звезд относительно редкостны.

Ученые пришли к выводу, что радиоактивные изотопы, выброшенные в космос в результате последних двух событий, остаются там достаточно долго. И ударные волны от сверхновых взрывов переносят их туда-сюда. При этом радиоактивные элементы перемешиваются между собой и образуют соединения, которые затем выпадают на планеты, подобные Земле.

В опубликованном исследовании есть также одно неожиданное последствие. Тяжелые элементы в коре планеты влияют на ее способность содержать один из важнейших факторов жизни — жидкую воду. Поэтому, анализируя движение радиоактивных веществ Галактикой, можно установить, в каких регионах вероятность найти землеподобную планету выше, чем в других.

По материалам Рhys.org.