Просто о сложном | Почему спутники Сатурна нас поражают

Сатурн — шестая от Солнца планета Солнечной системы, которая известна своей удивительной системой колец. Однако система его спутников тоже заслуживает внимания. Их много и все они разные. Кроме того, луны Сатурна на самом деле тесно связаны с его кольцами.

Спутники Сатурна
Спутники Сатурна. Источник: nineplanets.org

1. Сколько спутников у Сатурна?

Сатурн имеет больше всего спутников среди всех планет Солнечной системы. В мае 2023 года астрономы подтвердили существование 62 новых тел на орбите вокруг него, благодаря чему их количество составило 146, и он по этому показателю обогнал Юпитер. Такое уже происходило несколько раз — например, в 2019 году. Но каждый раз самая большая планета через некоторое время возвращала себе лидерство.

Абсолютное большинство спутников Сатурна — небольшие тела, размер которых измеряется всего несколькими километрами. Их количество стремительно росло во второй половине XX и в XXI веке. В 1900 году считалось, что лун у планеты только 9, в 1980-м — 17, а на рубеже веков — 30.

2. Какой спутник Сатурна самый большой?

Самый большой спутник Сатурна — Титан. Его диаметр составляет 5152 км, он является вторым по величине спутником Солнечной системы, лишь немного уступая Ганимеду, который вращается вокруг Юпитера.

Титан — первый известный спутник Сатурна. Христиан Гюйгенс открыл его еще в 1655 году. Этот объект также интересен тем, что является единственной луной в Солнечной системе, которая имеет мощную атмосферу. Кроме того, он остается единственным известным небесным телом, на поверхности которого постоянно существует жидкость.

3. Какой спутник Сатурна самый удивительный?

С определенной точки зрения именно Титан можно считать самым удивительным из спутников Сатурна. Трудно найти что-то удивительнее моря из жидких углеводородов, окруженного холмами из «снега», образованного при их замерзании.

Однако у Сатурна есть еще несколько замечательных кандидатов в самые удивительные спутники — например, Гиперион, который имеет неправильную форму и вращается вокруг планеты по сильно вытянутой орбите. Из-за этого продолжительность суток на нем все время меняется.

Также можно упомянуть Япет. Этот спутник интересен тем, что два его полушария очень отличаются по своему альбедо: одно из них значительно темнее другого. Кроме того, на нем существует горный хребет высотой 13 км, который тянется вокруг всего экватора спутника.

И все же первенство стоит отдать Мимасу. На поверхности этого небесного тела находится кратер Гершель диаметром 396 км с достаточно высоким внешним валом. Поэтому спутник очень похож на «Звезду смерти» из «Звездных войн».

4. Есть ли на спутниках Сатурна жизнь?

По крайней мере один спутник Сатурна имеет под ледяной корой океан жидкой воды. Мы точно это знаем, потому что она вырывается сквозь трещины во льду в виде гейзеров и улетает достаточно далеко в космос. Речь идет об Энцеладе, диаметр которого составляет около 500 км.

Более того, в 2018 году аппарат Cassini при пролете сквозь выбросы гейзеров Энцелада зарегистрировал в них органические молекулы. А в 2022 году было объявлено, что там есть еще и фосфор. Все это не означает, что на спутнике существует жизнь, но условия для нее там кажутся лучше, чем где-либо за пределами Земли. Также подледные океаны могут существовать на Титании и Рее.

5. Как спутники Сатурна связаны с его кольцами?

Кольца Сатурна состоят из бесчисленного количества мелких частиц, размер которых может варьироваться от нескольких миллиметров до километров. С определенной точки зрения их можно рассматривать как совокупность огромного количества мелких спутников.

Кроме того, часть достаточно крупных лун движется непосредственно внутри колец. Пан, Атлас и Дафнис «прорезают» в них щели, а Прометей и Пандора движутся выше и ниже кольца F в резонансе, поэтому их иногда называют его «пастухами».

К тому же сама система колец могла образоваться из какого-то большого ледяного спутника. Несколько сотен миллионов лет назад он подошел слишком близко к поверхности и был разорван на части его приливными силами.