Найдена вторая суперлуна за пределами Солнечной системы

Команда астрономов под руководством Дэвида Киппинга из Колумбийского университета объявила об открытии огромной луны у экзопланеты Kepler 1708b. Спутник, радиус которого примерно равен 2,6 радиуса Земли, вращается вокруг газового гиганта размером с Юпитер. Это уже второй подобный объект, об открытии которого объявлено с 2017 года.

Новая суперлуна в представлении художника
Новая суперлуна в представлении художника. Источник: Helena Valenzuela Widerström

Дэвид Киппинг открыл уже вторую экзолуну

13 января 2022 года в журнале Nature Astronomy появилась публикация об открытии гигантского спутника у планеты Kepler 1708b. Звезда, вокруг которой вместе с суперлуной вращается эта планета, находится на расстоянии 5500 световых лет от нас в направлении созвездий Лебедь и Весы. Интересно, что главным автором публикации является Дэвид Киппинг из Колумбийского университета. Именно этот астроном в 2017 году объявил об открытии первой суперлуны на орбите экзопланеты Kepler 1625b.

Тогда Киппинг объявил об открытии спутника размером почти с Нептун, вращающегося вокруг планеты размером с Юпитер. Это открытие до сих пор остается неподтвержденным. Новая суперлуна значительно меньше предыдущей. Ее радиус, по оценкам ученых, составляет 2,6 земных. То есть будь она отдельной планетой, то считалась бы суперземлей.

Для того чтобы сделать открытие, команда астрономов исследовала около семидесяти кандидатов в экзопланеты. Однако только у одного из них оказались аномалии движения, соответствующие наличию большого спутника. Суперлуна вращается вокруг Kepler 1708b на расстоянии 12 радиусов планеты. Сам же газовый гигант находится в 1,6 а.е. от своего светила. Это делает влияние приливных сил звезды относительно слабым. Как следствие, газовый гигант не теряет свой спутник, что было бы неизбежным, будь он «горячим».

Действительно ли найдена суперлуна?

Вопрос о том, действительно ли астрономы открыли столь большие луны у экзопланет, очень интересный. С одной стороны, экзолун в космосе должно быть очень много. С другой — они столь маленькие, что нынешними астрономическими средствами мы бы их вряд ли открыли. Исключениями здесь могли быть именно аномально большие спутники. С этой точки зрения, открытия Киппинга полностью соответствуют научным предсказаниям.

Вопрос только в том, что даже экзопланеты до сих пор иногда «закрываются». Происходит это потому, что, оказывается, они на самом деле были каким-то посторонним шумом. А экзолуны, пусть и столь большие, с расстояния в несколько тысяч световых лет вообще от шума отличить очень трудно. Вполне возможно, что не только эта, но и предыдущая суперлуна окажется только артефактом наблюдений.