Как долго развитая цивилизация сможет продолжать попытки контакта с нами

Ученые проанализировали, насколько долго инопланетная цивилизация сможет поддерживать техносигнатуры — то есть целенаправленно созданные и побочные сигналы, по которым мы четко можем определить ее присутствие. Оказалось, что большинство из них будут кратковременными.

Техносигнатуры — вещь крайне недолговечная
Техносигнатуры — вещь крайне недолговечная. Источник: www.newscientist.com

Техносигнатуры от инопланетных цивилизаций

Двое ученых из университетов Рима и Лозанны недавно опубликовали в The Astronomical Journal статью, посвященную вопросу, насколько долговечными могут быть техносигнатуры. Этот вопрос очень важен для нашего понимания того, насколько легко на самом деле обнаружить следы инопланетной цивилизации и вступить с ней в контакт.

Техносигнатурами называют любые следы применения инопланетянами технологий, которые мы можем определить. Чаще всего это — разнообразные излучения, которые могут воспринять астрономические инструменты на Земле. Традиционно именно они считаются самым надежным способом установить наличие инопланетной цивилизации.

При этом традиционно считается, что техносигнатуры являются чрезвычайно долговечными. Это выходит из предположения, что инопланетные цивилизации намного старше нашей. Отсюда следует картина Вселенной, в которой сигналы от других форм жизни плывут сквозь космическое пространство миллионы лет.

Техносигнатуры недолговечны

Главная мысль, которую высказывают авторы нового исследования, что техносигнатуры недолговечны. Даже если цивилизация, которая их создавала, и не исчезнет за несколько тысяч лет, не факт, что сам радиосигнал продлится хотя бы десятки земных лет.

Исследователи предполагают, что некоторые техносигнатуры, например, тепловое излучение от сфер Дайсона, действительно могут длиться миллионы лет. Поэтому, возможно, они в конце концов приведут нас к уже мертвым цивилизациям. Однако в большинстве случаев мы будем иметь дело с недавно отправленными сигналами, которые поступили к нам с относительно небольшого расстояния.

Такой вывод авторы исследования основывают на том, что создание и поддержание большинства техносигнатур — достаточно затратная вещь, и цивилизация будет делать это, пока они хоть сколько-нибудь полезны ей самой. А потом их будут ликвидировать за ненадобностью.

Вывод работы базируется на детальном статистическом анализе. Он в свою очередь опирается на так называемый закон Линди, который утверждает, что ожидаемая продолжительность использования технологии пропорциональна ее возрасту. А это значит, что чем примитивнее технология, тем вероятнее, что инопланетяне будут использовать ее раз за разом в течение тысяч лет.

Правда, сам закон Линди — это просто предположение, подтвержденное лишь несколькими наблюдениями из практики использования технологий на Земле. Поэтому вполне возможно, что он только вносит путаницу в расчеты.