Juno сфотографировал спутник-пиццу

Аппарат Juno передал на Землю снимки, сделанные в ходе пролета Ио. Они демонстрируют поверхность этой вулканической луны.

Ио и Юпитер. Источник: NASA/JPL-Caltech/SwRI/MSSS/Kevin M. Gill

Рандеву с Ио состоялось 31 июля. Juno пролетел на расстоянии 22 тыс. км от его поверхности. Разумеется, специалисты миссии использовали эту возможность, чтобы сфотографировать спутник. Для этого была задействована «народная» камера JunoCam, установленная на борту Juno. Она получила свое прозвище из-за того, что изначально NASA вообще не собиралась оснащать зонд какой-либо камерой, но позже все же уступила под давлением общественности. Благодаря этому теперь мы можем увидеть крупным планом луны Юпитера и его облака.

Снимки JunoCam демонстрируют, насколько сильно Ио отличается от других спутников планет. На его поверхности практически нет ударных кратеров, при этом сама она имеет уникальный окрас. Там можно найти оттенки белого, красного, черного, зеленого и желтого. Столь пестрая цветовая гамма, из-за которой спутник иногда сравнивают с пиццей, объясняется последствиями постоянных извержений. Выбросы вулканов покрыли поверхность Ио многочисленными соединениями серы и силикатами.

Ио. Источник: NASA/JPL-Caltech/SwRI/MSSS/Kevin M. Gill

Непрекращающиеся извержения также объясняют, почему на Ио практически нет кратеров. Их следы быстро исчезают под слоем вулканических отложений. Вместо ударных формаций на поверхности спутника можно найти вязкие лавовые потоки, длина которых может измеряться сотнями километров, озера расплавленной серы, а также кальдеры глубиной в несколько километров.

Коллаж из снимков Ио, сделанных зондом Juno во время сближения со спутником в июле 2023 года. Источник: NASA/JPL-Caltech/SwRI/MSSS/Jason Perry

Еще один интересный штрих, связанный с Ио, заключается в том, что его орбита пролегает внутри одного из радиационных поясов Юпитера. Если бы какой-то исследователь рискнул высадиться на спутник, он получил бы смертельную дозу облучения всего за 4 часа.

Напомним, что уже в декабре текущего года Juno вновь сблизится с Ио. В этот раз аппарат пролетит на высоте всего в несколько сотен километров от его поверхности, что позволит собрать дополнительные данных об этом уникальном мире и сделать еще более эффектные снимки.