Juno будет исследовать вулканический спутник

Аппарат Juno получил команду сменить свою траекторию таким образом, чтобы в последующие полтора года получить возможность изучать спутник Юпитера Ио. Он известен как тело с интенсивнейшей в Солнечной системе вулканической деятельностью.

Изображение Ио, полученное Juno ранее
Изображение Ио, полученное Juno ранее. Источник: NASA/JPL-Caltech/SwRI/ASI/INAF/JIRAM

Новая траектория для Juno

Зонд Juno, работающий в системе Юпитера с 2016 года, продолжает изучать его спутники. 15 декабря ученые передали на него команду, которая переведет его на новую орбиту. На ней аппарат получит возможность учить Ио во время близких пролетов.

Ранее Juno уже изучал два других из четырех крупных спутников Юпитера — Ганимед и Европу. В первом случае он вызвал настоящий шквал научных работ по крупнейшему спутнику Солнечной системы. Во втором, который произошел осенью 2022 года, обработка данных еще продолжается, но люди уже успели полюбоваться первыми 3D-изображениями этого ледяного мира.

Ранее Juno уже наблюдал Ио. Правда, происходило это на расстоянии 80 тыс. км. Нынешняя программа предусматривает 9 пролетов, 2 из которых будут проходить на расстоянии менее 1500 км. Это достаточно близко, хотя максимальное сближение с Европой составляло всего 130 км.

Чем известен спутник Ио?

Из четырех крупнейших спутников Юпитера, которые открыл еще Галилей, Ио вращается ближе всего к его поверхности. В отличие от Ганимеда и Европы, он не покрыт слоем льда, под которым скрывается океан жидкой воды.

Ио находится настолько близко к гигантской планете, что ее приливные силы деформируют кору и вызывают появление вулканов. Поверхность спутника покрыта потоками лавы. Из нее в небо бьют многочисленные гейзеры, поднимающиеся на десятки километров.

Ученые очень хотят рассмотреть все это как следует. Хотя детальное исследование Ио, как и всех остальных спутников, будет проводить уже следующий аппарат — Jupiter Icy Moons Explorer (Juice). Его запуск намечен на апрель 2023 года.

Только интересные новости и факты в нашем Telegram-канале!