James Webb пытался найти планету в системе Фомальгаут

Космический телескоп James Webb использовали для поиска планет в системе Фомальгаут. Эта звезда уже некоторое время загадывает ученым загадку: есть ли возле нее какие-то крупные тела, а не только лишь пыль и мелкие обломки. К сожалению, точку в этой истории поставить так и не удалось.

Фомальгаут глазами телескопа James Webb
Фомальгаут «глазами» телескопа James Webb. Источник: Gaspar et al. 2023

Загадочный Фомальгаут

Группа ученых использовала космический телескоп James Webb для поиска планет возле Фомальгаута. Эта белая звезда является самой яркой в созвездии Южной Рыбы. С территории Украины ее обычно видно у самого горизонта.

Название звезды с арабского означает «рот рыбы». До 2016 года оно употреблялось хотя и широко, но неофициально. В последние годы это светило изучают особенно тщательно. На первый взгляд, это довольно обычная белая звезда, возраст которой 440 млн лет, но она израсходует свой заряд термоядерного топлива очень быстро и уже через миллиард лет прекратит свое существование.

Фомальгаут интересен тем, что имеет две звезды-компаньона: оранжевую TW Южной Рыбы и красный карлик LP 876-10. Однако они вращаются вокруг него на огромном расстоянии.

Пылевые диски и планеты

Более интересным для астрономов является массивный пылевой диск, окружающий звезду. О его существовании известно уже много лет. Но в 2008 году в нем нашли нечто странное, и эту находку назвали планетой Фомальгаут b. Она была подтверждена космическим телескопом Hubble в 2012 году. Однако с тех пор у ученых возникли серьезные сомнения в ее существовании.

В частности, появилось предположение, что то, что воспринималось как экзопланета, на самом деле было облаком обломков неизвестного происхождения. Вполне возможно, что это тело образовалось в результате столкновения планетезималей, однако установить это точно невозможно. Ни на одном из более поздних снимков его нет, следовательно, оно рассеялось.

Главная проблема при исследовании Фомальгаута — это пыль, которая не дает возможности что-то разглядеть. Космический телескоп James Webb как никакой другой подходит для того, чтобы проводить такие исследования. Его камера ближнего инфракрасного спектра NIRCam способна видеть сквозь облака мелких частиц, а прибор MIRI, работающий в среднем инфракрасном диапазоне, может видеть саму пыль.

Что показали последние исследования

В мае 2023 года James Webb уже был задействован для поиска планет в системе Фомальгаут. Но тогда их следов так и не удалось обнаружить. Вместо этого ученые нашли там еще один внутренний диск, где могло произойти столкновение, которое когда-то приняли за планету.

Новая серия наблюдений подтвердила существование обоих открытых ранее газопылевых дисков и снова не нашла никаких следов планеты. Ученые увидели остатки того обломочного облака, которое уже наблюдалось ранее, и вероятные следы нового столкновения.

Однако астрономы будут продолжать искать дальше. Ведь Фомальгаут — ближайшая к нам звезда, газопылевой диск которой виден настолько хорошо. Вполне возможно, что она поможет разгадать тайны появления нашей звездной системы.