James Webb приблизился к раскрытию главной тайны рождения звезд

Вселенная наполнена бесчисленным количеством звезд. Каждую секунду рождается более 3 тысяч новых звезд, когда облака пыли и газа подвергаются гравитационному коллапсу. Впоследствии оставшиеся пыль и газ оседают в вихревой диск, который питает рост звезды и в конце концов аккрецируется, образуя планеты — иначе известный как протопланетный диск. Хотя эта модель, известная как Туманная гипотеза, является наиболее распространенной теорией, точные процессы, которые приводят к возникновению звезд и планетных систем, еще не до конца понятны. Пролить свет на эти процессы — одна из многих целей космического телескопа James Webb (JWST).

Ілюстрація моделі, яка показує формування планет з пилу протопланетного диска
Иллюстрация модели, которая показывает формирование планет из пыли протопланетного диска новорожденной звезды. Авторство: LMU/ Crushed eyes medi

Международная команда астрономов использовала инфракрасную оптику James Webb для исследования протопланетных дисков вокруг молодых звезд. Наблюдения подтвердили гипотезу о том, что магнитные ветры могут быть важным механизмом, который способствует формированию звезд, позволяя газу терять угловой момент и попадать на звезду.

Исследование возглавила Илария Паскуччи из Университета Аризоны, и его результаты были опубликованы в журнале Nature Astronomy. Ученые изучали четыре протопланетные системы и смогли проследить движение газа в дисках, обнаружив сложную трехмерную структуру ветров, исходящих из протопланетного диска. Было замечено, что эти ветры имеют слоистую структуру с центральной струей, вложенной в конусообразную оболочку. Это позволило астрономам сделать вывод, что магнитные ветры могут играть ключевую роль в переносе газа к звезде.

HH30
Наблюдаемая газовая струя и структура ветра протозвезды HH30 со смещениями, указанными в астрономических единицах. Авторство: MPIA

Кроме магнитных ветров, исследователи также обратили внимание на другие типы ветров, такие как X-ветер и тепловые ветры, возникающие под воздействием звездного света. Наблюдения с помощью James Webb помогли отличить эти типы ветров и выявить их взаимодействие с протопланетным диском. Было установлено, что магнитные ветры охватывают более широкие регионы, по сравнению с X-ветрами, и простираются значительно дальше от звезды.

Ранее астрономы уже имели доказательства существования таких ветров, однако только новейшие технологии JWST позволили детально их исследовать. В будущем команда планирует расширить исследование на большее число протопланетных дисков, чтобы понять, насколько эти структуры распространены и как они эволюционируют вместе с формированием звезд и планет.

Ілюстрація протопланетного диска
Иллюстрация протопланетного диска, окружающего молодую звезду, показывает закрученный «блин» горячего газа и пыли, из которого образуются планеты. Авторство: NAOJ

Паскуччи отметила, что полученные результаты являются важным шагом в решении вопроса, как звезды аккретируют материю, и планирует продолжать исследования с помощью телескопа James Webb для более детального анализа.

Ранее мы сообщали о том, как астроном случайно открыл самый большой протопланетный диск.

По материалам universetoday.com