James Webb обнаружил самый далекий взрыв сверхновой в ранней Вселенной

Космический телескоп James Webb обнаружил самую старую и самую отдаленную сверхновую с красным смещением z=3,6, которая вспыхнула, когда Вселенной было всего 1,8 млрд лет. Древняя сверхновая была найдена среди 80 других на небольшом участке неба, который по размеру равен ширине рисового зернышка на расстоянии вытянутой руки.

Иллюстрация сверхновой
Иллюстрация сверхновой, сгенерированная искусственным интеллектом

Сверхновые являются кратковременными явлениями, поскольку их яркость меняется со временем. Новое открытие серии взрывов далеких звезд может помочь решить вопрос о формировании ранней Вселенной. Исследователи представили результаты на 244 заседании Американского астрономического общества.

Сверхновые делятся на две основные категории: сверхновые с коллапсом ядра и термоядерные сверхновые. Взрывы первой категории происходят, когда звезды с массой, по меньшей мере в восемь раз больше Солнца, исчерпывают топливо и коллапсируют, а затем взрываются. Второй тип, известный как сверхновые типа Ia, возникает, когда две звезды, одна из которых является белым карликом, вращаются по спирали друг к другу, что в конечном итоге приводит к термоядерному взрыву.

JADES
JADES Deep Field использует наблюдения, сделанные космическим телескопом JWST в рамках программы JADES (JWST Advanced Deep Extragalactic Survey). Команда астрономов, изучавшая данные JADES, идентифицировала около 80 объектов (обведенных зеленым цветом), яркость которых менялась со временем. Большинство этих объектов, известных как транзиенты, являются результатом взрыва звезд. До этого исследования было найдено лишь несколько сверхновых с красным смещением выше 2, что соответствует времени, когда Вселенной было всего 3,3 млрд лет — лишь 25% от ее текущего возраста. Образец JADES содержит много сверхновых, которые взорвались, когда Вселенной было менее 2 млрд лет. Он включает самый дальний объект из когда-либо спектроскопически подтвержденных, с красным смещением 3,6. Его звезда-прародитель взорвалась, когда Вселенной было всего 1,8 млрд лет. Фото: NASA, ESA, CSA, STScI, JADES

Сверхновые типа Ia особенно интересны, поскольку их взрывы всегда имеют одинаковую яркость. Эта особенность позволяет использовать их для измерения расстояний и скорости расширения Вселенной, известной как постоянная Хаббла. Однако измерения постоянной Хаббла этими сверхновыми по сравнению с другими методами показывают расхождения, что ставит под сомнение стандартную модель космологии. Эта проблема, известная как напряженность Хаббла, делает поиск сверхновых во всей Вселенной ключевой задачей для астрономов.

Исследователи нашли древние сверхновые с помощью данных JWST Advanced Deep Extragalactic Survey (JADES). Они получали многочисленные снимки одного участка неба с интервалом в один год. Изучая новые точки света, появлявшиеся или исчезавшие на снимках, исследователи идентифицировали сверхновые, некоторые из которых были взрывами типа Ia.

После обнаружения далеких звездных взрывов исследователи будут тщательнее изучать их, чтобы определить содержание металлов и точное расстояние до них. Это поможет не только понять строение первобытных звезд, а также условия ранней Вселенной, в которой они возникли.

Ранее мы рассказывали интересные факты о сверхновых.

По материалам livescience.com