James Webb обнаружил самую далекую пару сливающихся черных дыр

Космический телескоп James Webb (JWST) обнаружил самую далекую известную на сегодня пару сливающихся черных дыр. Она существовала, когда возраст Вселенной составлял всего 740 млн лет.

Область неба вокруг сталкивающейся пары галактик ZS7. Источник: ESA/Webb, NASA, CSA, J. Dunlop, H. Übler, R. Maiolino, et. al

В центре большинства галактик во Вселенной (в том числе и нашей) находятся сверхмассивные черные дыры: гравитационные монстры, чьи массы в миллионы, а иногда и в миллиарды раз превосходят солнечную. Они оказали огромное влияние на эволюцию галактик, в которых находятся.

Результаты наблюдений говорят, что сверхмассивные черные дыры существовали уже в первые миллиарды лет после Большого взрыва. Это ставит перед астрономами закономерный вопрос: как они выросли и стали такими массивными за столько короткий промежуток времени?

Данные, полученные JWST, проливают свет на эту загадку. Телескоп провел наблюдения системы, известной под обозначением ZS7. Она представляет собой пару галактик, чье слияние происходило всего через 740 млн лет после Большого взрыва.

Сталкивающаяся пара галактик ZS7 на снимках телескопа James Webb. Источник: ESA/Webb, NASA, CSA, J. Dunlop, H. Übler, R. Maiolino, et. al

Проанализировав собранные JWST данные, астрономы установили, что каждая из галактик содержала по сверхмассивной черной дыре. На это указывают быстродвижущиеся потоки плотного и горячего газа, ионизированного излучением, которое обычно испускается в процессе аккреции вещества.  Масса одной из дыр в 50 млн раз превышала массу Солнца. Для сравнения, масса черной дыры в центре нашего Млечного Пути составляет «всего» 4 млн солнечных. Масса другой черной дыры, скорее всего, была аналогична, но ее гораздо сложнее измерить, поскольку она закрыта плотными газовыми облаками.

По словам ученых, наблюдения JWST указывают на то, что слияния черных дыр в ходе столкновений галактик являлись одним из важнейших факторов, обеспечившим им столь стремительный рост. Они надеются, что следующее поколение гравитационно-волновых обсерваторий сможет обнаружить гравитационные волны от таких событий. Это позволит получить более полную картину событий, происходивших в ранней Вселенной.

Ранее мы рассказывали о том, как James Webb заглянул внутрь шарового скопления.

По материалам https://www.esa.int