James Webb обнаружил органические вещества у протозвезды

В ходе наблюдений космический телескоп James Webb (JWST) обнаружил следы ряда сложных органических соединений в окрестностях молодой протозвезды IRAS 15398−3359. Они входят в состав ледяных частиц, окружающего ее, протопланетного диска.

Загадка образования сложных органических молекул

Механизм образования сложных органических молекул в системах протозвезд является одним из наиболее важных в астрохимии. Они могут являться предшественниками пребиотических соединений, которые заложили основу для возникновения жизни на Земле.

Считается, что сложные органические молекулы образуются в поверхностном слое ледяных пылинок. Однако, до недавнего времени, астрономам удавалось находить их лишь в газе вокруг протозвезд. Также их обнаруживали в некоторых ледяных телах Солнечной системы, например кометах. Но благодаря JWST астрономы наконец-то получили возможность наблюдать их непосредственно в ледяных частицах протопланетного диска.

Химический анализ протозвезды

Находка была сделана в рамках программы  CORINOS (COMs ORigin Investigated by the Next Generation Observatory in Space). Ее целью являлась протозвезда IRAS 15398−3359, которая расположена в молекулярном облаке Lupus 1, на расстоянии 505 световых  лет от Земли. Она относится к классу 0. Это означает, что протозвезда очень молода (ее эффективная температура составляет менее – 200 °C) и у нее просматривается лишь газопылевая оболочка.

Сделанные JWST изображения IRAS 15398−3359. Источник: Klaus M. Pontoppidan et al. / arXiv, 2022

Благодаря использованию инструмента MIRI, JWST удалось зафиксировать ряд веществ, входящих в состав ледяных частиц диска вокруг IRAS 15398−3359. Среди них метан, аммиак, углекислый газ и ряд органических соединений. Кроме того, JWST удалось заснять производимые протозвездой джеты и созданные ими сложные структуры.

По словам ученых, результаты наблюдений  наглядно демонстрируют возможности JWST по изучению протозвезд. Они надеются, что новая обсерватория поможет им найти ответы на ряд важных вопросов, которые до этого ускользали от исследователей.

Вы также можете почитать о том, как JWST увидел пару звезд, испускающих кольца газа.

По материалам https://arxiv.org