James Webb нашел самые далекие органические молекулы во Вселенной

Используя космический телескоп James Webb (JWST), астрономы обнаружили сложные органические молекулы в галактике, которая существовала спустя всего 1,5 млрд лет после Большого Взрыва. Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Галактика SPT0418-47 (оранжевое кольцо вокруг галактики переднего плана в центре кадра). Источник: J. Spilker / S. Doyle, NASA, ESA, CSA

Открытие было сделано в ходе изучения галактики SPT0418-47. Она находится так далеко, что мы видим ее такой, какой она была 12 млрд лет назад. При обычных обстоятельствах, даже JWST с его мощным зрением не удалось бы ее рассмотреть. К счастью, астрономам пришел на помощь феномен, известный как гравитационное линзирование.

Эффект гравитационного линзирования возникает, когда на линии между небесным телом и Землей находится какой-то весьма массивный объект. Его гравитация может выступить в качестве линзы, усилив свет более далекого тела.

Принцип гравитационного линзирования. Источник: S. Doyle / J. Spilker

В данном случае такой линзой выступила галактика переднего плана, расположенная в 3 млрд световых лет от Земли. На опубликованном исследователями снимке, она видна как голубой объект в центре кадра. SPT0418-47 соответствует окружающее ее оранжевое кольцо (этот эффект объясняется искривлением направления движения световых лучей).

Гравитационная линза усилила яркость SPT0418-47 в 30 – 35 раз, дав возможность JWST провести ее спектрографические измерения. В их ходе астрономы обнаружили внутри галактики полициклические ароматические углеводороды. Они считаются одним из базовых строительных кирпичиков жизни.

По словам исследователей, в целом полициклические ароматические углеводороды довольно распространены в космосе, но еще никогда их не находили на столь раннем этапе существования Вселенной. Кроме того, в ходе наблюдений SPT0418-47, JWST обнаружил в заполняющем ее газе следы ряда тяжелых элементов. Судя по всему, они попали туда после гибели звезд первого поколения. Все это говорит о том, что ключевые для формирования жизни условия начали складываться уже на заре существования Вселенной.

Ранее мы рассказывали про сделанную JWST красочную фотографию галактики NCG 5068.

По материалам https://phys.org