James Webb изучил коричневый карлик у солнцеподобной звезды

Астрономы исследовали коричневый карлик, вращающийся вокруг солнцеподобной звезды HD 19467. Они узнали его температуру и возраст и хотят понять, как долго такие объекты сохраняют тепло.

Коричневый карлик на орбите звезды
Коричневый карлик на орбите звезды. Источник: CNN

Коричневый карлик HD 19467 B

Ученые из Калифорнийского технологического университета использовали космический телескоп James Webb для наблюдения за коричневым карликом HD 19467 B. Он вращается вокруг солнцеподобной звезды в 100 световых годах от нас. Свои наблюдения они дополнили данными спутника Transiting Exoplanet Survey Satellite (TESS).

Основные исследования проводились с помощью инфракрасной камеры ближнего диапазона NIRCam и шести фильтров для нее. Благодаря этому с высокой точностью удалось установить возраст основной звезды, массу и температуру коричневого карлика.

Дело в том, что до сих пор эти параметры были известны только примерно. Температура звезды HD 19467 определялась в 5750 K, а ее возраст между 5,4 и 12 млрд лет. Масса коричневого карлика — 62 массы Юпитера.

В результате исследования ученые узнали, что главная звезда имеет возраст в 9,2 млрд лет, ее диаметр составляет 1,2 радиуса Солнца при 96 процентах его массы. То есть это старая звезда, которая еще не начала сходить с главной последовательности. Масса же коричневого карлика оказалась равной 81 массе Юпитера при температуре поверхности 1200 K.

Загадка коричневых карликов

Причина, почему ученые так тщательно присматриваются к этому коричневому карлику, заключается в том, что он принадлежит к среднему классу Т, относительно которого у исследователей еще не сложилось определенного мнения. Если более массивный и горячий класс L больше похож на обычные звезды, а более мелкий Y — на газовые гиганты, эти объекты все еще остаются чем-то средним.

Считается, что в коричневых карликах класса T термоядерные реакции длятся некоторое время, после чего они продолжают медленно остывать. HD 19467 B является одним из лучших кандидатов на то, чтобы обнаружить, когда именно это происходит и как это зависит от массы.

Теперь ученые продолжат исследовать другие подобные объекты. Ведь при своей массе HD 19467 B является достаточно тяжелым представителем класса Т, но при этом его температура средняя. Возможно, причиной этого является его почтенный возраст.