James Webb изучил кольца Харикло

Астрономы использовали телескоп James Webb (JWST) для изучения колец астероида-кентавра Харикло. Собранные в ходе наблюдений данные помогли уточнить их характеристики и состав.

Астероид-кентавр с кольцами

Харикло классифицируется как кентавр. Так называют группу тел, чьи орбиты пролегают между орбитами Юпитера и Нептуна. По своим свойствам они занимают переходное положение между астероидами и кометами.

Схема покрытия звезды астероидом Харикло. Источник: NASA, ESA, CSA, L. Hustak (STScI)

Диаметр Харикло составляет примерно 260 км. На сегодняшний день он является крупнейшим из известных кентавров. Во время состоявшегося в 2013 году покрытия Харикло далекой фоновой звезды, астрономы совершили удивительное открытие. Выяснилось, что объект окружен двумя кольцами. Предположительно, они образовались в результате столкновения Харикло с другим объектом.

Наблюдения колец Харикло

В октябре 2022 года Харикло вновь совершил покрытие звезды. Астрономы использовали эту редкую возможность, чтобы детальнее изучить его кольцевую систему. Для этого они задействовали JWST. Наблюдения Харикло стали первым случаем, когда космическая обсерватория увидела покрытие звезды.

Покрытие Харикло фоновой звезды. Источник: NASA, ESA, CSA, Nicolás Morales (IAA/CSIC)

Покрытие состоялось 18 октября 2022 года. JWST следил за ним при помощи камеры NIRCam и спектрографа NIRSpec. В ходе последующего анализа данных астрономы сумели уточнить характеристики кольцевой системы Харикло. Ширина первого кольца составляет 6-7 км, а второго — 2-4 км, они разделены промежутком в 9 км.

Полученные JWST спектры Харикло и его колец. Источник: NASA, ESA, CSA, Leah Hustak (STScI)

JWST также сумел получить спектры колец и поверхности Харикло. Оказалось, что они имеют отличия друг от друга. Спектры колец показывали присутствие кристаллического водяного льда. По мнению ученых, это говорит о том, что они состоят из смеси ледяных частиц и темного вещества, оставшегося от породившего их импактора.

Ранее мы писали о том, как JWST заглянул внутрь будущих экзопланет.

По материалам https://blogs.nasa.gov