Из атмосферы соседней экзопланеты вытекает гелий

Ученые исследовали спектр излучения экзопланеты TOI-2134 b. Она находится на расстоянии 73,8 св. лет от нас и представляет собой мини-нептун. Исследование показало, что из ее атмосферы вытекает гелий.

Планета, из которой испаряется гелий
Планета, из которой испаряется гелий. Источник: skyandtelescope.org

Планета TOI-2134 b

Ученые обнаружили утечку гелия из атмосферы экзопланеты, которая находится неподалеку от нас. Статья, содержащая результаты исследования, опубликована 3 августа на сайте препринтов arXiv. Этот газ является одной из главных составляющих звезд и планет-гигантов. Как показали недавние исследования, его утечка происходит и из глубин Земли, хотя до сих пор считалось, что каменистые планеты на него бедны.

В случае с TOI-2134 b, а именно так называется открытая планета, ученые установили, что имеют дело с мининептуном. Планет такого типа нет в Солнечной системе, поэтому для ученых они представляют определенную загадку. Их название как бы указывает на то, что они являются уменьшенными копиями газовых гигантов, но на самом деле они могут оказаться ближе к суперземлям, которые полностью покрыты водой и имеют толстые слои атмосферы.

TOI-2134 b находится на расстоянии 73,8 св. лет от нас и, несмотря на это, инфракрасный спектрометр обсерватории Кека на Гавайских островах позволил оценить параметры того, что происходит с гелием в атмосфере планеты.

Откуда вытекает гелий?

Исследования показали, что сигнал гелия от TOI-2134 b является самым слабым из всех, когда-либо наблюдавшихся от экзопланет. Пики в спектре соответствуют скоростям 7 и 10 км/с, что значительно ниже, чем у горячих газовых гигантов, у которых это явление наблюдалось до сих пор.

Когда «горячий юпитер» теряет гелий из своей атмосферы, то это обычно связано с интенсивным облучением высокоэнергетическими лучами от звезды-хозяина. Однако TOI-2134 b является «теплым» мининептуном, то есть освещается хоть и интенсивнее Земли, но не совсем экстремально.

Уровень облучения жестким ультрафиолетом у TOI-2134 b вообще оказался самым низким среди всех планет, на которых наблюдались подобные истоки. И это заставило ученых предположить, что, возможно, причиной их на этой планете является не солнечная активность, а какие-то процессы, которые связаны с ее ядром.

Но анализ того, как ведет себя утечка гелия, показал, что он действительно имеет корреляции с активностью звезды. То есть внутренние процессы здесь ни при чем, и ее вызывает именно ультрафиолет. Исследователи продолжают наблюдения, чтобы понять, как все это влияет на эволюцию планеты.