Источником таинственного радиовсплеска оказалась двойная звездная система

Быстрые радиовсплески уже более 15 лет не перестают удивлять исследователей своей таинственной природой. Новые исследования приоткрыли загадочные источники этих явлений далекого космоса, но только добавили больше вопросов об их происхождении. Быстрые радиовсплески, или FRB, — это яркое, мощное излучение радиоволн продолжительностью от частиц миллисекунды до нескольких миллисекунд, каждая из которых производит энергию, эквивалентную годовому излучению Солнца.

Иллюстрация быстрого всплеска
Иллюстрация быстрого всплеска. Источник: Inverse

Недавние исследования показали, что некоторые FRB произошли от магнетаров, которые являются нейтронными звездами с чрезвычайно мощными магнитными полями. Согласно исследованию 2020 года, быстрый радиовсплеск, обнаруженный во Млечном Пути, был связан именно с магнетаром. Но происхождение далеких радиовсплесков на расстоянии миллиардов световых лет остаются загадкой.

Международная группа ученых решила узнать, какой источник вызывает уже почти 1900 зафиксированных быстрых радиовсплесков под названием FRB 20201124A за пределами нашей Галактики. Излучения происходили 82 часа в течение 54 дней весной 2021 года, что делает его одним из самых активных известных быстрых всплесков. Его можно было увидеть через самый большой в мире радиотелескоп — китайский сферический радиотелескоп с пятисотметровой апертурой, или FAST.

FRB 20201124A
Иллюстрация эволюции FRB 20201124A с использованием бинарной модели. Фото: Nature

В ходе нового исследования ученые представили физическую модель, объясняющую характеристики FRB 20201124A. Было обнаружено, что быстрый радиовсплеск может быть аналогом импульсных излучений галактической двойной системы PSR B1259-63/LS 2883, содержащей магнетар PSR B1259-63 и Be-звезду, которая горячее, больше и вращается быстрее Солнца. Напомним, Be-звезды — очень горячие объекты спектрального класса B с эффективной температурой от 10 000 до 30 000 K (9 726,85°C — 29 726,85°C) и светимостью класса от III до V.

Ранее мы сообщали о том, как Hubble изучил быстрые радиовсплески.

Исследование опубликовано в журнале Nature.