Исследовано 87% южного неба: астрономы еще надеются отыскать девятую планету

Астрономы не прекращают поиски неуловимой Девятой планеты нашей Солнечной системы. Это теоретический мир, который может скрываться далеко за пределами орбиты Нептуна. Вероятно, она находится в облаке Оорта. Но поиски пока не приносят плодов.

Девятая Планета
Девятая планета находится настолько далеко, что солнечный свет может вообще не достигать ее. Изображение: IPAC

В недавней статье, опубликованной в The Astrophysical Journal, исследователи изучили данные космологического телескопа Атакама в Чили за последние шесть лет. Снимки, сделанные в период с 2013 по 2019 год, охватили около 87% неба, видимого из Южного полушария. Команде удалось идентифицировать более 3000 неизвестных ранее объектов на расстоянии от 400 до 800 а.е. Но ни один из этих кандидатов не был подтвержден как планета.

В то же время астрономы остаются оптимистичны. Бесплодные поиски не опровергают теоретического существования планеты. Негативные результаты просто сужают место, где эта планета может скрываться. В конечном итоге исследование охватывает всего от 10% до 20% возможных местоположений планеты на небе.

Холодный, темный мир

Астрономы впервые начали искать Девятую планету в 2016-м, спустя 10 лет после того, как Плутон был лишен этого звания и понижен до планетоида или транснептунового объекта. На наличие массивной планеты за Нептуном намекали странные свойства некоторых удаленных объектов Солнечной системы.

Иллюстрация художником Девятой Планеты
Девятая планета в представлении художника

Астрономы заметили, что шесть скалистых объектов за пределами орбиты Нептуна странным образом сгруппированы. Причем самые дальние точки их орбит расположены намного дальше от Солнца, чем ближайшие точки. Команда подсчитала, что гравитационное притяжение невидимой планеты, размеры которой в пять — десять раз больше Земли, может объяснить эксцентриситет орбит этих камней.

Огромное расстояние

Спустя полвека многие команды безуспешно пытались обнаружить этот теоретический мир. Самым большим препятствием в охоте за девятой планетой является огромное расстояние. В то время как Плутон вращается на расстоянии от 30 до 50 а.е. от Солнца, авторы исследования 2016 года подсчитали, что Девятая планета, вероятно, находится где-то между 400 и 800 а.е. — настолько далеко, что солнечный свет может вообще не достигать ее. Поэтому увидеть Девятую планету в оптический телескоп почти невозможно.

Вместо этого астрономы обращаются к телескопу ACT, который может исследовать космос в миллиметровых волнах — короткой форме радиоволн, близких к инфракрасному излучению. По данным Международного исследовательского института радиоастрономии, миллиметровые телескопы часто используются, чтобы заглянуть в тусклые ледяные газовые облака, где формируются новые звезды, потому что такие облака не поглощают миллиметровый свет.

Напомним, что ранее ученые предложили альтернативу девятой планете.