Искусственный интеллект самостоятельно открыл сверхновую

Ученые Северо-Западного университета в США представили систему искусственного интеллекта, которая может находить сверхновые. Она уже нашла без участия человека транзиентное событие, классифицировала его, подтвердила с помощью другого телескопа и сообщила об этом научному сообществу.

Знімок, на якому штучний інтелект знайшов наднову
Снимок, на котором искусственный интеллект нашел сверхновую. Источник: phys.org

Как открывают сверхновые звезды

Искусственный интеллект смог впервые без участия человека найти сверхновую звезду. Об этом сообщили его разработчики из Северо-Западного университета в США. Система под названием Bright Transient Survey Bot (BTSbot) способна полностью избавить астрономов от не такого уж и увлекательного процесса открытия сверхновых.

Сверхновые звезды — это взрывы, которыми заканчивают свою жизнь самые большие во Вселенной светила. Они происходят довольно нечасто, поэтому преимущественно ученые видят их в других, иногда довольно отдаленных галактиках. Однако они являются лишь частью значительно большего массива кратковременных событий, которые называются транзиентами.

Для их исследования был создан специальный инструмент Zwicky Transient Facility (ZTF). Однако работа с ним требует пристального рассматривания снимков. Ученые подсчитали, что за последние шесть лет потратили на это 2200 часов своего времени. Поэтому они очень рады, что искусственный интеллект забрал часть их работы.

Что может новый искусственный интеллект

Чтобы BTSbot смог отыскать на снимках сверхновые, его, как и любую нейросеть, сначала обучали. Для этого исследователи использовали 1,4 млн архивных изображений из почти 16 тыс. источников. Они содержали не только сверхновые, но и другие вспышки звезд и галактик.

Затем ученые дали искусственному интеллекту поработать со свежими изображениями от Zwicky Transient Facility. 5 октября он смог найти изображение далекой галактики, которая выглядела выпуклой сверху. Это была сверхновая SN2023tyk.

Искусственный интеллект не только самостоятельно отследил это событие, но и определил его спектр. Он отправил эти данные на другой роботизированный телескоп — SED Machine. Оттуда ему пришло подтверждение, что это — действительно сверхновая, она относится к типу Ia, то есть произошла в системе, состоящей из обычной звезды и белого карлика.

Убедившись в этом, искусственный интеллект сам внес сверхновую в каталоги, сообщив о ней научному сообществу. Таким образом, весь процесс исследований он осуществил без участия человека. Астрономы совсем не переживают по этому поводу, ведь без работы они не останутся. Теперь у них будет больше времени на анализ данных.