Insight заглянул в недра Марса

Благодаря данным, собранным аппаратом Insight, планетологам удалось составить наиболее подробную карту строения подповерхностных слоев Марса до глубины 200 м. Она продемонстрировала следы колоссальных извержений, некогда происходивших на Красной планете, а также последствия древней астероидной бомбардировки.

Insight совершил посадку на поверхность Марса в конце 2018 года. Одной из ключевых целей миссии является изучение внутреннего строения и состава планеты. Для этого аппарат выгрузил на поверхность сейсмометр SEIS, которому с тех пор удалось зарегистрировать множество марсотрясений. Анализ особенностей распространения сейсмических волн позволил определить примерные границы слоев Марса и установить размер его ядра.

Строение подповерхностных слоев Марса на месте посадки Insight. Источник: Géraldine Zenhäusern/ETH Zürich

Теперь же ученым удалось узнать, что находится под поверхностью Марса непосредственно на месте посадки Insight.  Они воспользовались тем, что SEIS регистрирует не только подземные толчки, но и «фоновые» колебания, которые возникают в результате взаимодействия марсианских ветров с различными неровностями поверхности планеты. Их достаточно сложно определить, но ученым все же удалось выделить период, когда SEIS сумел их зафиксировать.

Внутреннее строение Марса

Анализ данных SEIS показал, что непосредственно под зондом залегает примерно трехметровый слой песчаного реголита. Он переходит в 15-метровый слой крупнозернистой брекчии. Это обломки, которые были выбиты в результате падений метеоритов, а затем снова упали на поверхность.

Под брекчией начинается слой базальтов, образовавшихся в результате извержений амазонийского периода (1,7 млрд лет назад). На глубине 30 м он переходит в слой толщиной 30-40 м, по всей видимости, состоящий из осадочных пород. Ученые считают, что рыхлая прослойка на такой большой глубине указывает на то, что под местом посадки Insight располагается древний кратер. Он образовался примерно 1,7-2 млрд лет назад и затем был скрыт лавой и осадочными породами.

После этого осадочного слоя вновь начинаются залежи базальтов, образовавшихся во времена гесперийского периода (3,6 млрд лет назад). Они простираются вплоть до глубины 175 м. За ними область залегания осадочных горных пород.

В последнее время зонд Insight испытывает большие затруднения с выработкой энергии. Это связано с толстым слоем пыли, осевшим на его солнечных батареях. Но специалисты миссии все же надеются, что аппарат сможет проработать хотя бы до весны 2022 года.

По материалам http://www.sci-news.com