Hubble запечатлел последствия активности новорожденной звезды

Новорожденные звезды зачастую отличаются весьма бурным поведением, что и демонстрирует представленный снимок, сделанный телескопом Hubble. На нем можно увидеть две, напоминающие облака, характерные структуры которые называются объектами Хербига-Аро.

Объекты Хербига-Аро в туманности Ориона. Источник: ESA/Hubble & NASA, B. Reipurth, B. Nisini

Объекты Хербига-Аро являются продуктом деятельности недавно сформировавшихся светил, все еще окруженных протопланетными дисками. При некоторых обстоятельствах их взаимодействие с веществом из диска может приводить к образованию джетов, состоящих из ионизированного газа. В результате молодая звезда начинает выбрасывать материю в окружающее пространство.

Это вещество движется со значительной скоростью, достигающей нескольких сотен км/с. Его взаимодействие с газопылевыми облаками приводит к образованию характерных ударных волн, которые и называются объектами Хербига-Аро. Их протяженность может достигать десяти световых лет. Также стоит сказать, что объекты Хербига-Аро являются весьма краткосрочным, по астрономическим меркам, явлением. Всего через несколько десятков тысяч лет они полностью рассеиваются в межзвездном пространстве.

На снимке Hubble можно увидеть два объекта Хербига-Аро. Это яркие облака в правой верхней и нижней левой части кадра.  Они расположены в туманности Ориона — одного из ближайших к нам звездных «родильных домов», расположенным на расстоянии 1250 световых лет от Земли. По данным измерений Hubble, вещество в объектах движется со скоростью порядка 400 км/с.

Что касается молодой звездной системы, которая и является источником выбросов вещества, то она скрыта густыми пылевыми облаками в центре снимка. Раньше астрономы считали, что один из объектов Хербига-Аро произведен яркой звездой, в правой верхней части снимка. Но последующие наблюдения показали, что она никак с ним не связана.

Астрофотограф заснял серебристые облака над Украиной (видео)