Hubble увидел как черная дыра превратила звезду в бублик

Космический телескоп Hubble сумел зафиксировать последние моменты жизни звезды, которая слишком близко подошла к черной дыре. Неудачливое светило было «спагеттифицированно», после чего его остатки преобрели форму бублика.

Схема поглощения звезды черной дырой. Источник: NASA, ESA, Leah Hustak (STScI)

Описанное выше событие приливного разрушения было зафиксировано 1 марта 2022 года. Оно произошло в галактике, расположенной на расстоянии 300 млн световых лет от Млечного Пути. Сопровождавшая гибель звезды вспышка, первоначально была зафиксирована наземными телескопами, после чего к наблюдениям подключился Hubble.

Из-за очень большой дистанции даже Hubble не смог напрямую сфотографировать погибшую звезду. Однако выполненных им наблюдений в ультрафиолетовом диапазоне оказалось достаточно, чтобы провести спектральный анализ и восстановить картину произошедшего.

Данные Hubble показали, что черная дыра окружена очень яркой областью в форме бублика, состоящей из разогретого до огромных температур газа. По размерам она сопоставима с Солнечной системой. Это все, что осталось от погибшей звезды. Газ движется вокруг черной дыры и является источником мощного «ветра», чья скорость составляет примерно 3% от скорости света.

На сегодня астрономам удалось зафиксировать примерно сотню событий приливного разрушения звезд. Но это первый раз, когда астрономам удалось провести детальные наблюдения в ультрафиолетовом диапазоне. Стоит отметить, что по меркам отдельных галактик, уничтожение звезды черной дырой представляет собой весьма редкое событие, которое происходит примерно раз в 100 тысяч лет.

Напомним, что недавно астрономы нашли рекордно близкую пару сверхмассивных черных дыр.