Hubble отметил свой день рождения снимком космической гантели

24 апреля телескоп Hubble отпраздновал свой 34-й день рождения. В честь этого события группа сопровождения миссии опубликовала снимок, демонстрирующий туманность M76, также известную как туманность Маленькая Гантель.

Планетарная туманность M76 (фото Hubble). Источник: NASA, ESA, STScI, A. Pagan (STScI)

Сфотографированная Hubble туманность, расположена на расстоянии 3400 световых лет от Земли по направлению к созвездию Персея. Она пользуется большой популярностью у астрономов-любителей. И если взглянуть на снимок, то становится понятно почему. Туманность отличается  фотогеничностью и примечательной формой, которой она и обязана своим прозвищем.

M76 классифицируется как планетарная туманность. Она представляет собой расширяющуюся оболочку из раскаленных газов, выброшенных умирающей звездой, которая когда-то напоминала Солнце. Излучение ее обнажившегося ядра, ионизирует вещество, заставляя его светиться (красный цвет соответствует азоту, синий — кислороду), делая M76 видимой для телескопов.

Туманность состоит из толстого диска из газа и пыли в центре, и двух долей по обе стороны от него. Это потоки газа, движущиеся вдоль оси вращения умирающей звезды со скоростью 890 км/c. Они сталкиваются с более холодным веществом, которое было выброшено раньше.

Что касается центральной структуры, то астрономы предполагают, что она была сформирована под действием гравитации звезды-компаньона. Правда, это гипотетическое светило не видно на снимке Hubble. Возможно, оно было поглощено центральной звездой, когда та превратилась в красный гигант. Химический анализ диска мог бы подтвердить или опровергнуть факт подобного звездного каннибализма.

В центре туманности также можно заметить точку. Это обнажившееся ядро умирающей звезды, которое сжимается, превращаясь в белого карлика. Температура его поверхности составляет 120 000 °C, что в 24 раза выше температуры поверхности нашего Солнца.

По космическим меркам стадия планетарной туманности крайне скоротечна. Всего через 15 тысяч лет звездное ядро перестанет ионизировать окружающее вещество, после чего M76 станет невидимой.

По материалам https://www.esa.int