Гражданское использование станции «Тяньгун» может изменить китайскую космическую программу

Привлечение гражданских астронавтов для экспедиций на космическую станцию Тяньгун может изменить восприятие Китайской космической программы как в самой стране, так и в мире. Она может стать более открытой для международного сотрудничества и коммерческих компаний.

Фото с наружной камеры «Тяньгун»
Фото с наружной камеры «Тяньгун». Источник: CMSA/CCTV/Chinese Academy of Sciences

Китайские военные уступают место гражданским

«Намерение Народно-освободительной армии Китая (НОАК) разрешить гражданским астронавтам и негосударственным предприятиям (ГП) участвовать в китайской космической станции (ККС) — это тенденция, которая, вероятно, изменит глобальный имидж китайской космической программы», — именно такие слова содержатся в отчете Департамента китайского института аэрокосмических исследований (CASI), опубликованном 28 августа.

Не секрет, что космическая программа КНР и в самой стране, и за ее пределами изначально воспринималась исключительно как военная. Все тайконавты были офицерами НОАК, а в каждом запуске западные аналитики видели очередную попытку милитаризировать космос. Однако еще в 2016 году представители Китая заявили, что гражданские астронавты будут участвовать в полетах.

Правда, реализовать это обещание удалось только в 2023 году, когда в составе экипажа космического корабля «Шэньчжоу-16» появился инженер Гуи Хайчао. Он действительно стал первым гражданским, которого Китай допустил в космос.

«Тяньгун» и международное сотрудничество

Центральный блок станции «Тяньгун» был выведен в космос в 2021 году. Однако Китаю понадобилось еще 1,5 года и 10 пилотируемых и беспилотных запусков для того, чтобы завершить ее. И еще во время строительства стало понятно, что получилась она слишком большой для того, чтобы использовать ее только в военных целях.

Еще год назад было известно о широкой научной программе, которая будет выполняться на «Тяньгун». Затем Китай объявил, что через несколько лет будет готов принимать на ее борту космических туристов. И вот теперь речь зашла о более близкой перспективе сотрудничества.

Китай уже некоторое время публично заявляет, что отказывается от закрытости в вопросах космоса и активно ищет партнеров. Весной этого года он уже предлагал Европейскому космическому агентству устроить полет их астронавта на «Тяньгун».

Тогда генеральный директор ESA Йозеф Ашбахер открестился от этого предложения, сославшись на то, что не имеет ни политической, ни финансовой воли это делать. Однако не исключено, что когда китайская космическая программа станет более прозрачной, этот вопрос будет решен положительно.

Коммерческая космическая деятельность Китая

Уменьшение участия военных в космической программе Китая и, как следствие, привлечение к ней иностранных партнеров может означать также начало активной коммерциализации китайского космоса. Частные компании Поднебесной уже давно участвуют в разработке ракет-носителей. Но к проектам на орбите их пока не очень допускают.

Однако китайцы очень хотят воспользоваться теми преимуществами, которые дает государству привлечение к космической программе частных компаний. Ожидается, что в течение 2026–2030 годов ее руководители окончательно определятся с коммерческими партнерами, которых они хотят видеть в своих проектах.

За матеріалами spacenews.com.