Гравитационное линзирование помогло рассмотреть далекий квазар

Космический корабль ЕКА XMM-Newton помог международной группе астрономов провести рентгеновские наблюдения самого далекого и яркого известного квазара с гравитационным линзированием J0439+1634. Результаты исследования, опубликованные на сервере предварительной печати arXiv, пролили больше света на свойства этого источника.

J0439+1634
Первый известный гравитационно-линзированный квазар J0439+1634

Квазары, или квазизвездные объекты (QSO), представляют собой чрезвычайно яркие активные ядра молодых галактик, содержащих сверхмассивные центральные черные дыры с аккреционными дисками. Их красные смещения измеряются по сильным спектральным линиям, которые доминируют в их видимом и ультрафиолетовом спектрах.

Астрономы особенно заинтересованы в изучении квазаров с большим красным смещением выше 5,0, поскольку они являются наиболее яркими и наиболее далекими компактными объектами в наблюдаемой Вселенной. Спектры таких квазизвездных объектов могут быть использованы для оценки массы сверхмассивных черных дыр, которые ограничивают модели эволюции и образования квазаров. Следовательно, квазары с большим красным смещением могут служить мощным инструментом для исследования ранней Вселенной.

Первый известный гравитационно-линзированный квазар

J0439+1634 является первым известным гравитационно-линзированным квазаром с большим красным смещением величиной в 6,52. Он также является квазаром с так называемой широкой линией поглощения (BAL). В целом предполагается, что квазары BAL сильно поглощаются в мягком рентгеновском диапазоне и обычно являются слабыми в рентгеновских лучах при наблюдениях с низким красным смещением. Однако на сегодняшний день такие исследования с большим красным смещением не проводились из-за их слабого рентгеновского излучения.

J0439+1634
Изображение дальнего квазара J0439+1634 в рентгеновских лучах

Поэтому группа исследователей во главе с Цзиньи Яном из Университета Аризоны решила исследовать J0439+1634 с помощью системы европейской фотонной камеры на борту XMM-Newton. Они изучили рентгеновские свойства этого источника с помощью спектрального анализа и сравнили результаты с другими популяциями квазаров.

Неожиданное открытие

Наблюдения показали, что сверхмассивная черная дыра в центре J0439+1634 ведет себя не так, как это делают ее аналоги в более близких к нам галактиках. Оказалось, что она вырабатывает примерно в 18 раз меньше рентгеновского излучения, чем ожидали увидеть ученые, опираясь на данные по яркости ее свечения в оптическом диапазоне. Эта особенность позволяет выделить J0439+1634 в особый класс галактик с необычно низкой интенсивностью рентгеновского излучения.

Астрономы пока не могут сказать, с чем это связано, однако они предполагают, что центр J0439+1634 окружает особо плотное облако из газа и пыли, поглощающее рентгеновское излучение. Ученые надеются, что узнают причину этого в ходе дальнейших наблюдений и заодно поймут, как эта особенность древних галактик влияла на реионизацию Вселенной.

Напомним, что ранее были обнаружены остатки одной из первых звезд во Вселенной.

По материалам Phys.org