Горячие юпитеры не всегда одиноки в своих системах

Новое исследование показывает, что газовые гиганты на близких к своим звездам орбитах, известные как горячие юпитеры, не всегда одиноки. Рядом со многими из них есть и другие планеты.

«Горячие юпитеры»
Горячие юпитеры. Источник: earthsky.org

Одинокие горячие юпитеры

Группа ученых из Университета Индианы опубликовала исследование, в котором поставила под сомнение устоявшееся утверждение о том, что горячие юпитеры обязательно одиноки в своих системах. Такое название имеют газовые гиганты, орбита которых находится вплотную к их звездам, в результате чего их атмосферы раскалены и часто испаряются в космос.

Обычно это связывают с представлением о том, что они не могли родиться там, где мы их видим сейчас. Газовые гиганты рождаются далеко от своих звезд, однако вскоре после рождения могут начать путешествовать по системе и, в конце концов, оказываются рядом со звездой.

Их мощное гравитационное поле выбрасывает в космос все небольшие планеты, которым не повезло оказаться у них на пути. В конце концов, избавившись от всех остальных, гигантская планета оказывается в одиночестве. Предыдущие исследования планетных систем с горячими юпитерами действительно очень редко показывали наличие в соответствующих системах других планет.

Что показало новое исследование

В новом исследовании ученые обнаружили, что это не так. Они обратились к полному объему данных, которые за время четырехлетней миссии собрал телескоп NASA Kepler. Оттуда они получили все данные по системам, в которых обнаружены горячие и теплые юпитеры. Последними называются газовые гиганты с периодами вращения от 10 до 300 суток.

Исследователи использовали вариации времени транзитов для того, чтобы узнать, есть ли рядом с ними какая-то другая планета. И ее признаки были обнаружены для 12 процентов горячих и 70 процентов теплых газовых гигантов.

По мнению ученых, выбрасывание горячим юпитером других планет из звездной системы зависит от того, единственный он газовый гигант в ней или нет. Астрономы рассчитывают, что будущие исследования помогут понять, как во всю эту картину вписывается наша Солнечная система.