Горы на нейтронных звездах могут генерировать гравитационные волны

Вполне возможно, что на нейтронных звездах могут существовать горы, которые образуются из-за движения их коры. Если это так, то они должны генерировать гравитационные волны. Наблюдая за ними, мы сможем понять внутреннее строение этих остатков сверхновых.

На нейтронных звездах могут быть горы
На нейтронных звездах могут быть горы. Источник: www.sciencenews.org

Откуда на нейтронных звездах горы

Группа ученых опубликовала исследование, согласно которому горы на нейтронных звездах могут генерировать гравитационные волны. А те, в свою очередь, расскажут нам об этих небесных телах. Эта новость может показаться странной, ведь существование гор на звездах кажется нереальным. Однако стоит разобраться с этим.

Нейтронные звезды — это чрезвычайно плотные остатки сверхновых. При массе вдвое больше солнечной они могут иметь диаметр всего 12 км. При этом гравитация не только разрывает молекулы на отдельные атомы, но и внутри их вдавливает электроны в протоны. При таких условиях кажется, что нейтронные звезды должны быть гладкими шарами.

Однако какие-то неровности на них, которые ученые называют горами, все же есть. На это однозначно указывают радиосигналы от пульсаров. Обычно они чрезвычайно точные, но время от времени сбиваются, и происходит это из-за движения коры нейтронных звезд, в результате которых образуются горы.

Кора нейтронных звезд

Ученые сходятся во мнении, что эти «горы» на самом деле имеют крайне незначительную высоту. Однако неизвестно, измеряется она сантиметрами или метрами. Все зависит от того, что собой представляет кора нейтронной звезды, а об этом ученые практически ничего не знают.

В Солнечной системе небольшие тела проявляют тектонику разными способами. Например, на Меркурии с его легкой корой и плотным ядром образуются широкие уступы. На ледяном Энцеладе есть горы и разломы, которые называют тигровыми полосами. А на очень похожей на него Европе есть только сетка трещин, покрывающая гладкий шар.

Гравитационные волны

Что собой представляют неровности на поверхности нейтронных звезд, мы можем только догадываться. Однако есть одна возможность разобраться с этим. Ученые утверждают, что если и есть горы на пульсарах, то они должны генерировать гравитационные волны. Правда, они слишком слабые, чтобы мы могли их уловить с помощью современных инструментов.

Однако не исключено, что это удастся сделать в будущем. И тогда гравитационные волны смогут многое нам рассказать о том, какую форму и размер имеют горы на нейтронных звездах. А это, в свою очередь, поможет понять, что у них внутри.

Авторы публикации установили еще одну возможную интересную закономерность. Если на нейронных звездах действительно есть что-то, что можно назвать горами, то их размер и характеристики должны определять верхний предел скорости их вращения.