Гонка гигантов: Сатурн вновь обошел Юпитер по количеству спутников

Международная команда астрономов объявила об обнаружении 62 ранее неизвестных спутников Сатурна. Таким образом, общее количество подтвержденных лун газового гиганта составляет 145, что является новым рекордом для Солнечной системы.

Как найти небольшие спутники

Большая часть планет Солнечной системы обладает спутниками. Особенно внушительными «коллекциями» могут похвастаться газовые гиганты вроде Сатурна и Юпитера. Абсолютное большинство их спутников относятся к классу т. н. нерегулярных лун. Это совсем небольшие объекты, чей диаметр измеряется несколькими километрами, они обычно движутся по весьма вытянутым и/или ретроградным орбитам. Считается, что в основной своей массе такие объекты являются астероидами, некогда захваченными гравитацией газовых гигантов.

Портрет Сатурна. Источник: NASA/JPL/Space Science Institute

В силу своих небольших размеров и исключительной тусклости, поиск нерегулярных спутников является весьма непростой задачей. Одна из используемых для этого техник носит название «сдвиг и суммирование». В его ходе ученые соединяют набор последовательных снимков со скоростью движения возможного спутника. Объединение данных дает возможность вычленить сигнал, который был бы слишком тусклым для отдельных изображений.

Ранее метод сдвига и суммирования использовался только для поиска спутников Урана и Нептуна. Но недавно международная группа исследователей решила применить его и для Сатурна. Для этого они воспользовались снимками, сделанными телескопом Канада-Франция-Гавайи в период с 2019 по 2021 год. Поиск оказался весьма плодотворным. В общей сложности ученым удалось обнаружить 62 ранее неизвестных спутника Сатурна.

Новый рекорд Сатурна

Благодаря открытию, общее количество спутников Сатурна увеличилось до 145. Таким образом, он обогнал Юпитер (95 лун) и стал первой известной планетой, имеющей более чем 100 подтвержденных спутников.

Некоторые спутники Сатурна на фоне его колец. Источник: NASA/JPL/Space Science Institute

Стоит отметить, что 121 из 145 спутников Сатурна являются нерегулярными. Они разделены в три основные группы. Ученые считают, что наибольшая из них образовалась в ходе разрушения крупного нерегулярного спутника, которое произошло всего 100 млн лет назад. Это могло бы объяснить, почему шестая планета от Солнца обладает столь внушительным количеством компаньонов.

По материалам https://science.ubc.ca.