Гималайский телескоп наблюдает за симбиотической системой

Ученые изучили странную звезду TCP J1822 с помощью Гималайского телескопа «Чандра». Они убедились, что она принадлежит к так называемым симбиотическим системам и состоит из чрезвычайно горячего белого карлика и красного гиганта, взаимодействующих между собой.

Симбиотическая двойная система
Симбиотическая двойная система. Источник: www.space.com

Удивительная симбиотическая система

Астрономы, работающие с Гималайским телескопом «Чандра», смогли исследовать симбиотическую систему TCP J18224935-2408280, которую коротко называют TCP J1822. Она находится на расстоянии 26 тыс. световых лет от нас.

Систему обнаружили 19 мая 2021 года, когда в ней произошла вспышка. Началась она между 13 и 16 числом этого месяца и набирала силу в течение 5 дней, а затем еще 10 суток угасала. Дальнейшие наблюдения показали, что система демонстрирует долгосрочную периодичность, а в ее спектре присутствуют сильные линии нейтральных водорода и гелия и дважды ионизированного кислорода.

Все это и навело ученых на мысль, что они имеют дело с симбиотической звездной системой. Она является очень коротким периодом в жизни двойных звезд и состоит из двух компонентов: горячего белого карлика и холодного красного гиганта. Со второго на первый постоянно перетекает вещество, что время от времени приводит к новым вспышкам.

Что установили исследования?

Новое исследование позволило больше узнать о системе TCP J1822. Ученые применили мощный спектрограф, установленный на Гималайском телескопе «Чандра». Они нашли линии нейтральных и ионизированных кислорода и гелия, которые исходят от горячего компонента, и оксида титана, поступающих от холодного, что подтвердило, что это действительно симбиотическая система.

Кроме того, ученым удалось определить температуру поверхности горячего компонента, которая равна 100 000 К, что является типичным для белых карликов. Сама по себе она крошечная, но аккреционный диск вокруг нее даже после завершения вспышки примерно в 1000 раз ярче Солнца.

Также удалось определить параметры красного гиганта. Температура его поверхности составляет 3600 К. При этом радиус в 69 раз больше солнечного, а светимость — в 700 раз.

Согласно исследованиям, вспышки новой в этой системе являются комбинированными. Она начинается как нестабильность аккреционного диска. Затем вспыхивают внешние оболочки белого карлика и происходит их расширение. Ученые установили, что происходит это с периодичностью 631,25 суток.