Геомагнитная буря обрушилась на Землю, а NASA назвала дату первого запуска SLS: дайджест новостей

Подборка интереснейших космических новостей к завтраку: Китай планирует перейти на многоразовую сверхтяжелую пусковую систему вслед за Starship. Суперземли могут сохранять пригодные для жизни условия 80 млрд лет, а мы продолжаем рассказывать о планетах системы TRAPPIST-1.

Солнечный ветер влияет на полярные сияния

В марте ученые зарегистрировали корональный выброс массы (CME), а на этой неделе солнечный ветер достиг нашей планеты, что привело к возникновению геомагнитной бури на Земле. Первые последствия этой бури — мощные полярные сияния, сбои в работе радиосвязи и навигационных систем GPS — уже ощутили в Канаде и США.

CME — это выброс заряженных частиц из верхних слоев атмосферы Солнца, называемых короной. Они могут взаимодействовать с магнитным полем Земли и вызывать геомагнитные бури. Такие бури, помимо появления красивых полярных сияний, могут нарушить спутниковую связь и сбросить с орбиты некоторые космические аппараты, а также могут иногда вызывать перебои в подаче электроэнергии.

Суперземли могут сохранять пригодные для жизни условия миллиарды лет

Суперземли оправдывают свое название, когда речь идет о поддержании пригодной для жизни среды. Это связано с тем, что массивные землеподобные планеты могут сохранять свою атмосферу и воду в течение десятков миллиардов лет.

Экзопланеты, похожие на Землю, теоретически способны поддерживать жизнь в течение гораздо более длительных периодов, чем наша планета, и ученые в новом исследовании оценивают, что они могут быть жизнепригодными до 80 млрд лет. Для сравнения: считается, что возраст нашей Вселенной составляет 13,7 млрд лет.

Space Launch System
Ракета следующего поколения Space Launch System. Фото: NASA

NASA назвала дату первого запуска SLS

NASA выбрала три даты для первой попытки запуска сверхтяжелой ракеты SLS (Space Launch System). Это 29 августа, 2 сентября и 5 сентября. Если ракету не удастся запустить в указанные дни, следующие стартовые окна для полета к Луне будут открыты в период с 20 сентября по 4 октября и с 17 октября по 31 октября. В рамках миссии Artemis I SLS отправит к Луне беспилотный космический корабль Orion, который проведет примерно неделю на ретроградной селеноцентрической орбите, после чего вернется на Землю.

Northrop Grumman проведет испытания твердотопливного ускорителя FSB-2 SLS

Поскольку ракета SLS может совершить свой первый полет уже в конце августа, Northrop Grumman готовится к проведению испытательных запусков Flight Support Booster-2 на своем объекте в Промонтори, штат Юта. В настоящее время тест запланирован на четверг, 21 июля.

Испытания Flight Support Booster-2 являются частью текущей программы по обеспечению постоянной безопасности и летной пригодности больших твердотопливных ускорителей (SRB), которые будут обеспечивать 75% общей тяги системы SLS в течение первых двух минут полета.

Китайские производители ракет-носителей разрабатывают многоразовую версию сверхтяжелой ракеты «Чанчжэн-9», которая необходима для будущих мегапроектов.

Поднебесная намерена внести существенные изменения в свои планы космических полетов. Об этом свидетельствует появление у нее планов по созданию новых многоразовых ракет-носителей на метане и жидком кислороде, которые должны быть готовы к 2035 году.

В прошлом году правительство Китая одобрило разработку сверхтяжелой ракеты-носителя, известной как «Чанчжэн-9». Планируется, что ее одноразовая версия будет введена в эксплуатацию к 2030 году.

TRAPPIST-1e
Художественное изображение TRAPPIST-1e — потенциально обитаемой планеты размером с Землю, обращающейся вокруг красного карлика в 40 световых годах от Солнечной системы. Авторы и права: NASA

TRAPPIST-1. Планеты, на которых возможна жизнь (статья)

Самая интересная часть системы TRAPPIST-1 — это планеты, максимально похожие на Землю по размеру, на которых может существовать жизнь. Таких там имеется три: TRAPPIST-1d, TRAPPIST-1e и TRAPPIST-1f. Каждая из них «землеподобна» по-своему, и к каждой у ученых есть свои вопросы.

Ученые узнали, почему внутренняя область Солнечной системы вращается так медленно

Внутренняя часть Солнечной системы вращается намного медленнее, чем должна по законам физики. Согласно новому исследованию, движение небольшого количества заряженных частиц может решить давнюю загадку тонких газовых дисков, обращающихся вокруг молодых звезд. Речь идет о так называемых аккреционных дисках. Они существовали десятки миллионов лет на ранних стадиях эволюции практически всех планетных систем и содержат лишь небольшую часть массы звезды, которую они окружают — представьте себе кольцо, как у Сатурна, размером с Солнечную систему. Их название связано с тем, что газ в них медленно закручивается по спирали по направлению к центральному светилу.

Читайте в предыдущем дайджесте: SpaceX запустит на орбиту телескоп Roman за 255 млн долларов, а военные США завершили испытания гиперзвуковой авиаракеты: дайджест новостей