Gemini North сфотографировал эпичное столкновение галактик

Астрономы, работающие на телескопе Gemini North, опубликовали новое захватывающее изображение. Оно демонстрирует пару взаимодействующих спиральных галактик NGC 4568 и NGC 4567, у которых начался процес слияния.

Галактики NGC 4568 и NGC 4567. Источник: International Gemini Observatory/NOIRLab/NSF/AURA

NGC 4568 и NGC NGC 4567 расположены на расстоянии 60 млн световых лет от Млечного Пути по направлению к созвездию Девы. На данный момент их центры разделены дистанцией в 20 тысяч световых лет, что сопоставимо с расстоянием между Землей и центром Млечного Пути. Каждая галактика все еще сохраняет свою оригинальную форму. Однако, уже в ближайшем будущем это изменится.

По мере того как NGC 4568 и NGC 4567 будут сближаться, приливные силы все больше и больше будут искажать их величественные структуры. В течение следующих миллионов лет галактики будут «танцевать» друг вокруг друга, постепенно образуя все более сужающиеся петли. При этом, под действием гравитации, из них будут вырываться гигантские ленты, состоящие из выброшенных звезд и газа. В конце концов, произойдет полное разрушение их оригинальных структур и NGC 4568 и NGC 4567 сольются в единую эллиптическую галактику. По расчетам астрономов на это потребуется 500 млн лет.

Описанные выше процессы также будут сопровождаться уплотнением газопылевых облаков, что вызовет гигантскую вспышку звездообразования. Многие новорожденные светила будут иметь большую массу и завершат свою жизнь взрывами сверхновых. Снимок Gemini North демонстрирует пример подобного процесса. На врезке можно увидеть угасающее послесвечение сверхновой SN 2020fqv, которое наблюдалось в 2020 году. Она вспыхнула в результате коллапса сверхмассивной звезды.

Галактики NGC 4568 и NGC 4567. На врезке показана сверхновая SN 2020fqv. Источник: International Gemini Observatory/NOIRLab/NSF/AURA

К тому моменту, когда NGC 4568 и NGC NGC 4567 завершат свое слияние, они уже израсходуют большую часть газа. Поэтому, вновь образованная эллиптическая галактика, будет демонстрировать минимальное звездообразование и в основном состоять из старых маломассивных светил и древних шаровых скоплений.

Также стоит отметить, что слияние NGC 4568 и NGC NGC 4567 можно рассматривать в качестве наглядной визуализации будущего, которое ждет нашу галактику. Примерно через 5 млрд лет она начнет слияние с галактикой Андромеды. В конце концов, оно завершится появлением гигантской эллиптической галактики, которая также будет, в основном, населена старыми звездами.

По материалам https://noirlab.edu

Только интересные новости и факты в нашем Telegram-канале!