Газовые гиганты не любят красных карликов

Новое исследование показывает, что газовые гиганты, подобные нашему Юпитеру, крайне редко встречаются поблизости от красных карликов. Однако относительно того, как это влияет на возможное распространение жизни во Вселенной, ученые не уверены.

Газовый гигант возле красного карлика
Газовый гигант возле красного карлика. Источник: Melissa Weiss, CfA

Газовые гиганты и красные карлики

Исследователи из центра астрофизических исследований Гарвардского и Смитсоновского университетов недавно опубликовали работу, посвященную оценке количества крупных газовых гигантов вблизи от красных карликов.

Эти небольшие звезды являются самыми распространенными во Вселенной и на орбитах вокруг них найдено немало планет. Однако означает ли это, что вблизи таких звезд стоит искать жизнь — споры не утихают из-за огромного количества вопросов, связанных с этим.

И новое исследование также связано с этой темой. Ученые взяли выборку из 200 красных карликов и исследовали их методом лучевых скоростей на наличие планет-гигантов. Он заключается в том, что при вращении массивного тела вокруг звезды она начинает колебаться. И даже если эти колебания незаметны сами по себе, о них все равно можно узнать, изучая спектральные линии.

Результаты работы ошеломляют. Ученые не нашли у исследованных красных карликов ни одной газовой планеты -гиганта. Конечно, всегда есть шанс, что им просто не повезло. Однако даже с учетом этого астрономы делают вывод, что газовые гиганты есть не более чем у 2% всех красных карликов.

Почему большие планеты важны для жизни?

Полученный результат сильно контрастирует с аналогичным, полученным для звезд, подобных Солнцу. Для тех, наоборот, установлено, что вероятность найти на их орбите газовый гигант значительно больше возможности не найти его.

И это вызывает очередную волну обсуждений того, какие же звезды заслуживают большего внимания при поисках жизни: красные карлики или солнцеподобные? Ведь многие считают, что без больших планет, подобных Юпитеру и Сатурну, жизнь на каменистых может не возникнуть.

То, что Юпитер сильно влияет на остальную Солнечную систему, ни у кого не вызывает сомнений. А все благодаря его гигантской гравитации. Однако является ли это влияние полезным для жизни на планетах или нет — тоже идут споры.

Например, сейчас он стабилизирует орбиты остальных планет. Однако на рассвете Солнечной системы молодой Юпитер мог мигрировать, и это потенциально могло привести к выбросу из системы какой-то планеты. С его ролью в том, сколько комет к нам прилетает, все тоже не очень понятно.

Юпитер и образование планетных систем

Некоторые указывают на то, что сейчас Юпитер перехватывает большинство комет и таким образом делает жизнь на нашей планете безопаснее. Другие говорят, что когда он был молодым и путешествовал сквозь ледяные тела, которые тогда наполняли окрестности Солнечной системы, то бросал их в сторону Земли. И именно из них наша планета получила ту воду, что на ней сейчас есть.

В этом случае отсутствие газовых гигантов в системах красных карликов можно рассматривать как свидетельство малоперспективности их для поиска жизни. Но и здесь не все так однозначно. Если в системе нет Юпитера, то ничто не «пылесосит» ее от твердых обломков. А значит остается больше материала для образования землеподобных планет.

Подтверждение в пользу этого является система красного карлика TRAPPIST-1, в которой таких планет аж семь. Поэтому трудно сказать, больше ли подходят для жизни системы красных карликов или меньше. Уверенным можно быть только в том, что они отличаются от нашей.