«Галактическая луковица» искривила пространство-время и исказила свет

На новом изображении, полученном от проекта Dark Energy Camera, видно «галактическую луковицу» — галактику-оболочку с несколькими слоями, которые раскинулись на расстоянии 150 тыс. световых лет. Галактика NGC 3923 примерно вдвое больше Млечного Пути, но еще больше соседнее скопление галактик, которое имеет такую большую массу, что искривляет пространство-время, заставляя свет от далеких галактик позади нее изгибаться, как увеличительное стекло, в процессе, который называется гравитационным линзированием.

Симметричные, похожие на луковицу слои оболочечной галактики NGC 3923 хорошо видны на этом  снимке. Изображение массивного скопления галактик поблизости также демонстрирует явление, известное как гравитационное линзирование. Авторство: DESI Legacy Imaging Surveys/LBNL/DOE & KPNO/CTIO/NOIRLab/NSF/AURA

Dark Energy Camera — это наземный инструмент, расположенный на 4-метровом телескопе Víctor Blanco Telescope, который изначально был построен для наблюдения за многими галактиками в рамках проекта под названием «Исследование темной энергии». Сейчас он также используется для других наблюдений, таких как изображение карликовых галактик, сливающихся галактик и т. д.

Главной особенностью этого изображения является галактика-оболочка, которая является типом эллиптической галактики, где звезды не распределены равномерно, а организованы в оболочечные структуры. Спиральные галактики, такие как Млечный Путь, не имеют такого расположения звезд, но считается, что около десятой части эллиптических галактик имеют подобное расположение, и такая структура образуется, когда две галактики сливаются и большая из них поглощает меньшую.

Как объясняет NOIRLab, здесь произошло слияние двух галактик. Когда они сливались, гравитационное поле большей медленно отслаивало звезды от диска меньшей. Эти светила начали постепенно смешиваться с внешним гало большей галактики, образуя концентрические полосы, или оболочки. Простая аналогия — добавить каплю пищевого красителя в миску с тестом, которое вы медленно размешиваете. Капля растягивается по спирали, которая остается видимой в течение длительного времени, прежде чем полностью смешается.

Другую важную особенность этого изображения труднее заметить, но она расположена в верхнем центре. Массивное скопление галактик под названием PLCK G287.0+32.9 искривляет пространство-время и деформирует свет, поступающий от далеких галактик, из-за чего они кажутся растянутыми.

Ранее мы сообщали о том, как Камера темной энергии запечатлела прелюдию к слиянию галактик.

По материалам noirlab.edu.