Фото дня:  планета Чрезвычайно большого телескопа

При первом взгляде представленное ниже фото способно ввести в замешательство. Может показаться, что это кадр из фильма «Звездных войн» и перед нами пустынная планета Татуин и взлетающий космический корабль «Тысячелетний сокол». Но на самом деле мы видим нашу Землю и фундамент башни, в которой будет размещаться главное космическое око человечества — Чрезвычайно большой телескоп ESO (ELT).

Место строительства Очень большого телескопа ESO (ELT). Снимок в сферической проекции. Источник: G. Hüdepohl (atacamaphoto.com)/ESO

Закладка фундамента ELT началась в 2018 году на вершине чилийской горы Серро-Армазонес. После завершения строительства телескоп станет самым большим наземным астрономическим инструментом на Земле, ведущим исследования в оптическом диапазоне. Его центральным компонентом является гигантский вращающийся купол высотой 80 м и массой 6100 тонн. Диаметр подкупольного помещения составит 88 м, что сопоставимо с площадью футбольного поля.

Уникальное сферическое фото места строительства ELT было сделано в январе 2022 года в стереографической проекции, так что панорамное изображение проецируется на плоскость. На полноповоротном изображении уже можно различить первые очертания сферического купола, который будет содержать огромное 39-метровое главное зеркало M1. Оно будет состоять из 798 шестиугольных сегментов и управляться в реальном времени системой высокоточных датчиков, обеспечивающих постоянную идеальную оптическую юстировку.

Другое зеркало, M4, будет деформироваться с частотой до 1000 раз в секунду, компенсируя влияние атмосферной турбулентности. Эта техника, называемая адаптивной оптикой, позволит ELT получать невероятно четкие и детальные изображения небесных тел. Ожидается, что новая обсерватория сможет напрямую фотографировать экзопланеты, изучать их атмосферы, наблюдать за рождением новых планетных систем, а также поможет измерить величину ускорения расширения Вселенной.

На фото заметно и то, насколько место установки ELT изолировано от светового загрязнения, причиной которого обычно бывают близлежащие города. Площадка на вершине Серро-Армазонес лежит на высоте 3000 м над уровнем моря, здесь бывает более 320 безоблачных ночей в год. Это одно из лучших мест на планете для наблюдений звездного неба.

Вы также можете прочитать нашу статью о перспективных космических телескопах следующего поколения, которые  придут на смену обсерватории James Webb.