Фобос и Деймос не могут быть осколками распавшегося спутника

Марсианские спутники Фобос и Деймос не могут быть обломками, оставшимися от разрушения более крупного тела. Об этом говорят результаты недавнего исследования, опубликованного международной командой астрономов.

Тайна происхождения Фобоса и Деймоса

Происхождение Фобоса и Деймоса является давней загадкой для астрономов. Изначально считалось, что они представляют собой астероиды, захваченные гравитацией Марса. На это указывает неправильная форма спутников и то, что спектр их поверхности похож на спектры многих астероидов.

Фобос и Деймос. Источник: NASA

Однако, со временем астрономы накопили достаточно данных, свидетельствующих о том, что марсианские луны вряд ли являются захваченными телами. Поэтому, ученые выдвинули несколько альтернативных гипотез. По одной из них (т. н. импактная версия) Фобос и Деймос образовались из материала, выбитого с поверхности Красной планеты в результате падения крупного астероида. По другой — они представляют собой обломки, оставшиеся после разрушения более крупного спутника.

Международная команда исследователей решила проверить последнее предположение. Ученые создали ряд симуляций, которые показали, что при подобном сценарии с вероятностью более чем в 90%, Фобос и Деймос столкнулись бы между собой в течение всего лишь 100 тысяч лет после распада изначального тела. Это событие привело бы к образованию кольца, остатки которого наблюдались бы по сей день.

Миссия MMX

Загадка происхождения марсианских спутников может быть приоткрыта японской миссией MMX (Martian Moons eXploration), запуск которой запланирован на 2024 год. Ее основной целью станет Фобос. Аппарат должен будет высадить на поверхность спутника планетоход, а также взять и затем доставить на Землю образец его грунта.

JAXA
Японская миссия JAXA к спутникам Марса. Фото: JAXA

Ученые надеются, что доставленная MMX  проба, поможет раскрыть загадку происхождения Фобоса и Деймоса. Если ее изотопный анализ покажет совпадение с изотопным составом марсианского грунта, это станет весомым аргументов в пользу импактной версии.

Ранее мы публиковали видео солнечного затмения на Марсе с участием Фобоса.