Европейский спутник развернул космический парус

Европейское космическое агентство (ESA) опубликовало снимок, демонстрирующий успешно развернутый тормозной парус ADEO-N. Он будет использован в эксперименте по ускорению свода с орбиты спутниковой платформы ION Satellite Carrier.

Способы утилизации старых спутников

С каждым годом космический мусор создает все большие и большие угрозы для аппаратов, находящихся на околоземных орбитах. Чтобы не допустить разрастания проблемы, инженеры разработали множество способов, направленных на недопущение увеличения количества опасных объектов. Одним из них является сведение с орбиты спутников, чья эксплуатация подходит к концу. Данная задача может достигаться разными путями — например, путем использования двигательных установок. Однако это требует наличия специального запаса топлива, которое в противном случае могло бы использоваться для продолжения функционирования самого спутника.

Спутник с развернутым тормозным парусом в представлении художника. Источник: HPS GmbH

Альтернативой подобной методике является установка на космических аппаратах специальных парусов. Они увеличивают их площадь, что приводит к резкому усилению тормозного эффекта, оказываемого верхними слоями земной атмосферы и, как следствие, к значительно более быстрому сходу с орбиты.

Успешное развертывание тормозного паруса

Парус ADEO-N предназначен именно для этой цели. Он представляет собой полиамидную мембрану с алюминиевым покрытием общей площадью 3,6 м², прикрепленную к четырем металлическим штангам. Парус находится в 10-сантиметровом ящике, закрепленном на корпусе запущенной в 2021 году спутниковой платформы ION Satellite Carrier.

Тормозной парус ADEO-N после развертывания. Источник: HPS GmbH

В декабре 2022 года специалисты миссии отдали команду на активацию паруса. Сделанные специальной камерой снимки показали, что развертывание прошло в штатном режиме. Теперь инженеры будут тщательно следить за изменениями орбиты космического аппарата, чтобы оценить, какое именно влияние на нее окажет парус. Если все пройдет как задумано, спутник сгорит в атмосфере примерно через 15 месяцев, в то время как без паруса на это бы потребовалось от 4 до 5 лет.

Вы также можете почитать нашу статью, рассказывающую о том, как человечество могло бы использовать солнечный парус для космических перелетов.