Европейские астрономы открыли четыре коричневых карлика

Команда европейских астрономов объявила об обнаружении четырех ранее неизвестных коричневых карликов. Они были найдены благодаря данным, собранным Очень большим телескопом ESO.

Что такое коричневый карлик

Коричневые карлики это объекты, массы которых лежат в диапазоне от 13 до 80 масс Юпитера. Они занимают промежуточное положение между планетами-гигантами и звездами. С одной стороны, их массы недостаточно для того, чтобы в их недрах «запустились» постоянные реакции термоядерного синтеза на основе атомов водорода (из-за этого они получили название «неудавшиеся звезды»). С другой, в отличие от планет, внутри коричневых карликов все же могут происходить некоторые реакции с участием ядер дейтерия и лития. Но, по астрономическим меркам, они длятся весьма недолго.

Коричневый карлик в представлении художника. Источник: NASA/JPL-Caltech

Несмотря на то, что по сравнению с обычными звездами коричневые карлики излучают совсем немного энергии, на сегодняшний день астрономам удалось идентифицировать довольно много таких объектов. Однако их находки в звездных системах все еще остаются редкостью. Тем интереснее недавнее открытие, осуществленное командой европейских астрономов. Им удалось обнаружить сразу четыре ранее неизвестных коричневых карлика, являющихся звездными компаньонами.

Четыре новых коричневых карлика

Находка была сделана в ходе обзора COPAINS (Code for Orbital Parametrization of Astrometrically Inferred New Systems). Астрономы отобрали 25 звезд, демонстрирующих значительные различия в собственном движении между разными астрометрическими каталогами. Далее они исследовали их с помощью инструмента SPHERE, установленного на Очень большом телескопе ESO.

Очень большой телескоп ESO. Источник: Gerhard Hüdepohl/ESO

В общей сложности, исследователям удалось найти десять ранее неизвестных звездных компаньонов. Шесть являются светилами, четыре — коричневыми карликами. Они получили обозначение HIP 21152 B, HIP 29724 B, HD 60584 B и HIP 63734 B.

Все вновь найденные коричневые карлики обращаются вокруг молодых светил, чей возраст не превышает миллиарда лет. Их массы лежат в диапазоне от 0,012 до 0,063 масс Солнца, орбиты проходят на дистанции от 6,3 до 30 а. е. от своих родительских звезд.

По словам исследователей, они возлагают большие надежды на запланированный на июнь 2022 года новый релиз данных обсерватории Gaia. Их метод позволит найти еще больше коричневых карликов.

Вы также можете почитать о том, как астрономы нашли наиболее широкую пару коричневых карликов.