ESA запустит спутник с квантовым шифрованием

Европейское космическое агентство вместе с компанией SES запустит на орбиту спутник Eagle-1. На нем будет испытываться технология внедрения квантовых ключей при передаче информации. Считается, что такие сообщения невозможно тайно перехватить.

Квантовое шифрование
Квантовое шифрование применят на спутнике

Квантовое шифрование на спутнике

Европейское космическое агентство (ESA) и компания SES подписали соглашение о создании спутника Eagle-1, основной целью которого станет демонстрация технологии квантового шифрования в космосе. Согласно ей, SES должен возглавить консорциум из 20 организаций, которые к 2024 году должны не только создать этот сателлит, но и запустить его в космос.

Миссия спутника продлится три года. В течение этого времени он будет испытывать технологию связи с помощью лазерного луча на больших расстояниях. Ее особенность — применение при шифровании информации квантовых ключей.

Построит 300-килограммовый спутник итальянская компания Sitael. Будет работать он на солнечно-синхронной орбите высотой 500 км. Несколько раз в день он сможет пролетать над европейскими наземными станциями и будет устанавливать связь с ними, испытывая технологию.

Технология квантового шифрования

Технологию квантового шифрования следует отличать от квантовой запутанности. Речь не идет об использовании пар атомов, изменение состояния одной из которых сразу сказывается на другой. То есть о связи быстрее света речь не идет.

Вместо этого новая система предлагает полную невозможность взломать сообщения. Точнее, кодирование в ней происходит через квантовые состояния, и любой перехват сообщения приводит к разрушению информации.

На спутнике Eagle-1 будет испытывать квантовое шифрование
Подписание соглашения о создании Eagle-1. Источник: Spacenews.com

По словам главы ESA Йозефа Эшбахера, Eagle-1 станет прототипом будущей общеевропейской системы спутникового интернета. Именно квантовое шифрование на спутниках в будущем станет основой защиты от хакеров.

Другие подобные проекты

Важно отметить, что Eagle-1 — не единственный спутник с технологией квантовых ключей, который готовится к испытанию. ESA работает с британской компанией Arqit над созданием другого испытательного сателлита с тем же назначением. Однако он, судя по всему, предназначается не для общеевропейской сети, а для Соединенного Королевства.

Кроме того, 19 сентября компания Thales Alenia Space подписала контракт с сингапурской SpeQtra на создание сателлита с технологией квантового шифрования SpeQtral-1. Его запуск планируется на 2024-й, а испытание — на 2025 год.