ESA построит в космосе самый большой детектор гравитационных волн в 2035 году

Европейское космическое агентство (ESA) подтвердило свои намерения создать космическую антенну лазерного интерферометра (LISA), которая будет исследовать одно из самых загадочных явлений Вселенной — гравитационные волны. Организация приняла решение 25 января и подтвердила, что концепция миссии и технологии уже достаточно развиты для реализации проекта LISA.

ESA
Изображение двух черных дыр, генерирующих гравитационные волны, и треугольника лазерного света LISA. Иллюстрация: ESA

Гравитационные волны, предусмотренные теорией Эйнштейна, были впервые обнаружены в 2016 году с помощью лазерного интерферометра гравитационной волны (LIGO). Этот инструмент зарегистрировал тонкие пульсации в пространстве-времени, созданные грандиозными событиями, такими как слияние черных дыр.

В течение прошлого года были обнародованы данные пятью независимыми группами, которые указывают на возможные гравитационные волны, происходящие от сверхмассивных двойных черных дыр. Это может быть признаком гравитационного волнового фона — накопления гравитационных волн, которые растягивают и сжимают Вселенную.

LISA
Иллюстрация, демонстрирующая, как можно обнаружить различные события гравитационных волн. Графика: ESA

Новый проект LISA должен вывести исследование гравитационных волн на новый уровень — построение гигантского интерферометра в космосе. Это позволит избежать шума, возникающего на Земле, и собрать данные, недоступные нашей планете. Проект будет включать три космических аппарата, расположенные в форме равностороннего треугольника с длиной сторон 1,5 млн км каждый.

Предварительные данные уже указывают на существование гравитационных волн, излучаемых столкновениями черных дыр в центре галактик. LISA также будет изучать другие явления, такие как слияние белых карликов и нейтронных звезд.

Запуск LISA запланирован на 2035 год — через 20 лет после того, как ESA объявило о приоритетности этого проекта после запуска миссии LISA Pathfinder. Работы по созданию обсерватории начнутся в январе 2025 года.

Ранее мы сообщали о трех самых чувствительных телескопах, которые запустят до 2034 года.

По материалам ESA