Двойная гамма-вспышка удивила астрономов

Астрономы зафиксировали чрезвычайно длинную гамма-вспышку, которая длилась более 1000 секунд. Спутник Fermi увидел, что она почему-то имела аж два пика, сильно разнесенных во времени. По мнению ученых, всему виной эффект гравитационного линзирования.

Гамма-вспышка
Гамма-вспышка. Источник: phys.org

Чрезвычайно длинная гамма-вспышка

Ученые, работающие с космическим телескопом Fermi опубликовали исследование, в котором сообщили о чрезвычайно длительном гамма-всплеске, который наблюдал этот аппарат. Он регистрировался в течение более 1000 секунд, в то время как большинство подобных событий длятся всего несколько десятков.

Гамма-всплески не стоит путать с другим достаточно загадочным явлением — быстрыми радиовспышками. И те, и другие относятся к транзиентам, то есть кратковременным явлениям. Разница заключается в том, что события, подобные тому, которое наблюдал Fermi, значительно мощнее и длятся дольше. Именно поэтому их удалось открыть еще несколько десятилетий назад и выяснить их природу.

Большинство из них происходят на расстоянии миллиардов световых лет от нас и связаны с гибелью очень массивных звезд. Чаще всего она возникает, когда черная дыра во время коллапса образуется еще до того, как внешние слои светила разрушатся. Хотя гамма-всплески также могут образовываться, когда сталкиваются две нейтронные звезды.

Влияние гравитационного линзирования

Однако в звезде, породившей новый рекордный гамма-всплеск, не было ничего необычного. Да и само событие образования сверхновой не отличалось каким-то очень сильным высвобождением энергии. Единственное, на что обратили внимание ученые, — это два ее пика, которые были очень похожи друг на друга, но сильно разнесены во времени.

И именно эта особенность помогла им сделать предположение, которое объясняет, почему этот гамма-всплеск был таким длинным. Просто на пути лучей попалось какое-то большое тело и его сила притяжения привела к образованию эффекта гравитационной линзы, или, проще говоря, искривила направление распространения лучей.

Обычно это явление характерно для объектов, светимость которых более или менее постоянна. Именно оно создает круги и кресты, искажая и дублируя их изображения. Однако в случае кратковременных событий гравитационная линза может работать немного не так.

Она может отправить часть лучей более длинным путем, вследствие чего они придут к нам с задержкой. В случае конкретного события разница была небольшой, поэтому астрономы и увидели вспышку как одно «размазанное» во времени событие с двумя пиками.

Однако ничто не мешает гравитационной линзе отправить свет от очень яркого транзиента несколькими разными путями со значительной задержкой. В таком случае мы будем наблюдать несколько событий, которые будут происходить в одном и том же месте.