Дорогой и зрелищный финал: NASA потратит на уничтожение МКС миллиард долларов

Международную космическую станцию (МКС) астронавты посещают уже 23 года подряд. За это время орбитальный форпост заметно исчерпал свой ресурс. В корпусе начали появляться трещины, становятся очевидными проблемами различные аварийные ситуации из-за утечек кислорода и охладителей.

МКС
МКС, сфотографированная с космического корабля Crew Dragon Endeavor во время облета орбитальной лаборатории после отстыковки от порта модуля Harmony. Фото: NASA/NASA/Alamy Live News

Сейчас NASA обсуждает наиболее безопасный способ прекращения работы станции в начале 2030-х годов. Однако этот план сопровождается впечатляющими затратами. Согласно Scientific American, вывод МКС из эксплуатации обойдется примерно в миллиард долларов.

Существуют два варианта сведения МКС с орбиты: неконтролируемое падение в атмосферу или контролируемое «сталкивание» с помощью специально разработанного космического аппарата. Оба варианта несут риск образования гигантских обломков, которые могут упасть в населенных районах Земли. Это может привести к серьезным последствиям, включая ранения и даже гибель людей, а также значительные материальные убытки.

Ранее NASA могла бы заручиться партнерством с «роскосмосом» и использовать более дешевые российские грузовые корабли «Прогресс» для изменения орбиты гигантской станции. Однако в связи с агрессией россии против Украины, враждебным отношением к США и всему цивилизованному миру такой вариант даже не рассматривается.

МКС с пристыкованным к ней шаттлом Endeavour. Снимок сделан в 2011 году. Источник: NASA

В любом случае перед учеными стоит задача минимизировать количество обломков, которые потенциально могут упасть на людей. Это гораздо легче сказать, чем сделать. В идеале космическая станция должна быть направлена в нужном направлении, чтобы как можно большая ее часть сгорела в атмосфере Земли, а поверхности достигло минимальное количество уцелевших обломков. К сожалению, предсказание ее точной траектории является очень сложной задачей из-за неравномерной плотности атмосферных газов.

Но в чем есть 100-процентная уверенность, так это в том, что МКС закончит свою жизнь дорого и ярко. Орбитальная станция будет пронизывать атмосферу Земли с огромной скоростью в виде огненного шара. Это будет печальный, но зрелищный финал международного сотрудничества и научных прорывов, осуществлявшихся на протяжении десятилетий.

Ранее мы сообщали о том, как NASA может продолжить использование МКС после 2030 года.