Десять самых влиятельных женщин-астрономов, изменивших наше понимание Вселенной

От открытия планет до наблюдения за кометами — женщины также выполняли важную роль в исследовании Вселенной. Список женщин-ученых, которые внесли вклад в наше понимание космоса, очень большой, поэтому в честь Международного женского дня 8 марта мы выбрали десять самых влиятельных имен, навсегда изменивших наши представления об астрономии.

Кэролайн Гершель (17501848)

Кэролайн Гершель

Фридрих Уильям Гершель, известный выдающийся астроном, первым заметил спутники Сатурна и Урана, впервые употребил термин «астероид», а также открыл инфракрасное излучение. У него была родная сестра Каролина Гершель, которой приписывают открытие кометы. Также она первая получила почетное членство в престижном Королевском обществе Великобритании.

Гершель помогала полировать зеркала телескопа и выполняла другие вспомогательные работы для своего брата. Она была причастна к составлению 20-летнего обзора ночного неба, включая 2500 новых туманностей и звездных скоплений, которые в результате были собраны в «Новый общий каталог». Каролина Гершель также наблюдала за небом самостоятельно, используя небольшой ньютоновский телескоп. Среди ее открытий: рассеянное скопление NGC 2360, туманность-спутник Галактики Андромеды NGC 205 и вышеупомянутая комета.

Мария Митчелл (18181889)

Мария Митчелл

Марию Митчелл называют первой профессиональной женщиной-астрономом в Соединенных Штатах. В науке она запомнилась открытием кометы с помощью телескопа в 1847 году. За это достижение она получила золотую медаль короля Дании.

Митчелл увлекалась астрономией с детства. К 12 годам она помогла своему отцу вычислить точное положение их дома с помощью солнечного затмения. С 1836 по 1856 год работала библиотекарем в Нантакет-Атенеуме, а затем уволилась с этой должности, чтобы сосредоточиться на путешествиях и астрономии. До 1865 года она была профессором астрономии в колледже Вассар. Стала первой женщиной-участником Американской академии искусств и наук и основала Ассоциацию содействия развитию женщин.

Энни Джамп Кэннон (18631941)

Энни Джамп Кэннон

Энни Джамп Кэннон известна своим подходом к классификации и исследованию звезд. Именно она отвечает за знаменитую классификацию O, B, A, F, G, K или M для звездных объектов. Кэннон начала свою карьеру как одна из нескольких десятков женщин-математиков, нанятых Эдвардом Чарльзом Пикерингом, директором обсерватории Гарвардского колледжа. Кэннон и ее коллеги проводили время, исследуя фотопластинки звезд, классифицируя их, но эта работа считалась слишком изнурительной для людей того времени. За всю свою карьеру Кэннон классифицировала более 350 тысяч звезд и дополнила работу других ученых в понимании звездных спектров. Среди других карьерных достижений: создание Гарвардского каталога переменных звезд и статус сотрудника Гарварда в 1938 году.

Генриетта Свон Ливитт (18681921)

Генриетта Свон Ливитт

Генриетта Свон Ливитт больше всего запомнилась тем, что обнаружила взаимосвязь между периодом и светимостью в переменных цефеидах. Цефеиды используются в качестве стандартных маркеров расстояния в астрономии, что позволяет ученым точно оценивать расстояния до галактик и других удаленных объектов.

К сожалению, при жизни Ливитт не получила значительное признание, ведь большая часть славы досталась Харлоу Шепли, использовавшему работу Ливитт для определения расстояний во Млечном Пути. Однако после ее смерти другие астрономы признали ее работу. Например, американский астроном Эдвин Хаббл использовал информацию Ливитт, которая помогла ему вычислить расстояние до Галактики Андромеды, ближайшей к Млечному Пути.

Сесилия Пейн-Гапошкина (19001979)

Сесилия Пейн-Гапушкина
Сесилия Пейн-Гапошкина

Несмотря на то, что в жизни Сесилия Пейн-Гапошкина была не слишком признана, она внесла немалый вклад в астрономию. Стала первой женщиной, получившей степень доктора философии по астрономии в Рэдклиффском колледже Гарварда. Ее диссертация сосредоточена на том, как линии в спектрах звезд связаны с физическими условиями на этих объектах, что является фундаментальной работой, которая все еще лежит в основе нашего сегодняшнего исследования Вселенной.

Сесилия первой предположила, что водород является основным компонентом большинства звезд. Работая вопреки научному консенсусу того времени, Пейн-Гапошкина приуменьшила свое открытие, чтобы опубликовать работу. Однако ее гипотеза впоследствии была подтверждена вместе с ее более поздним предположением о том, что гелий также является основным компонентом звезд. За свои выдающиеся открытия в астрономии она получила степень профессора в Гарварде в 1956 году, став первой женщиной с таким званием в знаменитом университете.

Маргарет Бербидж (19192020)

Маргарет Бербидж

Вклад Маргарет Бербидж в астрономию включал исследование природы звезд и разработку приборов на знаменитом космическом телескопе Hubble. Она наиболее известна своей работой о реакциях внутри звезд, а также тем, как со временем они создают более тяжелые элементы и распространяют их сквозь Вселенную.

Бербридж работала над другими фундаментальными разделами астрономии, такими, как массы и вращения спиральных галактик типа Млечного Пути, а также красные смещения квазаров. Она стала первой женщиной-президентом комиссии по галактикам Международного астрономического союза, директором Королевской Гринвицкой обсерватории в Лондоне и президентом Американского астрономического общества.

Нэнси Грейс Роман (19252018)

Нэнси Грейс Роман

Нэнси Грэйс Роман больше всего запомнилась как первый руководитель отдела астрономии в Управлении космической науки в штаб-квартире NASA и первая женщина, занимавшая руководящий пост в аэрокосмической администрации. Среди управляемых ею проектов — всемирно известный космический телескоп Hubble, за что ее прозвали «матерью Хаббла». В ее честь назван космический телескоп The Nancy Grace Roman Space Telescope, который будет запущен в середине 2020-х и будет изучать темную энергию.

Вера Рубин (19282016)

Вера Рубин

Основной вклад Веры Рубин в астрономию заключался в том, что галактики в большинстве своем состоят из темной материи — вещества, которое мы не можем непосредственно измерить с помощью современных инструментов. Рубин пришла к такому выводу после изучения спектров звезд в Галактике Андромеды, чтобы определить их индивидуальные скорости, используя обсерваторию Китт-Пик в горах южной Аризоны. Более того, Рубин доказала, что 80% нашей Вселенной состоит из темной материи и темной энергии, и только 20% занимает привычная нам барионная материя. В январе 2020 года Большой синоптический обзорный телескоп (LSST) был переименован в честь Веры Рубин.

Кэролин Шумейкер (19292021)

Кэролин Шумейкер

Кэролин Шумейкер является рекордсменом по количеству открытых комет отдельным человеком, по крайней мере, 32 на ее счету, а также около 800 астероидов. Читателям она больше известна как сооткрыватель кометы Шумейкеров — Леви 9.

Большая часть работы Шумейкер по поиску комет происходила, когда их еще не фотографировали на фотопластинки. Для ускорения поисков она использовала стереоскоп, чтобы вручную листать пластины вперед и назад и отыскать едва заметные изменения. На своем пике скорость ее открытий составляла примерно одну комету на 100 часов поиска.

Гайди Гаммель (1960 по настоящее время)

Гайди Гаммель

Гайди Гаммель — американский астроном, специализирующаяся на изучении Нептуна и Урана, старший научный сотрудник и координатор исследований Института космических наук в Боулдере (Колорадо). В 1989 году работала в программах зондов Voyager 1 и Voyager 2. Гаммель была членом команды, ответственной за отправку в космос космического аппарата Galileo. Ее работа в качестве планетарного астронома охватывает многочисленные миссии, включая наблюдения с помощью телескопов Gemini, Hubble, Spitzer и Keck. Гайди Гаммель является междисциплинарный ученым космического телескопа James Webb — главной миссией NASA, которая исследует все: от экзопланет до объектов ранней Вселенной.

Ранее мы сообщали о том, что говорят украинские ученые.