Дешевый метод съемки пульсара обошел по качеству 10-миллиардный James Webb

Космический телескоп NASA James Webb с 10-миллиардным бюджетом действительно делает фотографии невероятной четкости. Впрочем, революционные открытия в астрономии могут быть сделаны и без сверхсложных технологий. Например, свежая фотография пульсара Паруса (Vela Pulsar, PSR J0835-4510 или PSR B0833-45) имеет самое высокое разрешение среди всех созданных до сих пор. Причем создана она без использования современных космических аппаратов, цифровых технологий или земных сверхчувствительных телескопов.

J2000
Сглаженная счетная карта для энергий свыше 80 МэВ в экваториальных координатах (J2000) с центром на пульсаре

Команда ученых из Университета Кобе опубликовала статью в журнале The Astrophysical Journal, в которой описала свой эксперимент с использованием простых технологий. Объектом исследования стал пульсар Парус, расположенный на расстоянии более 1000 световых лет от нас. Этот оптический, рентгеновский и гамма-пульсар выделяет чрезвычайно большое количество энергии во всех диапазонах электромагнитного спектра.

Многоступенчатый переключатель пленки. Каждый прямоугольник представляет одну единицу.

Чтобы его запечатлеть, команда использовала довольно простой метод: сложенную в несколько слоев фотопленку Kodak, размещенную на стратостате, который запускали на высоту до 40 км. По замыслу ученых на большой высоте фотопленка под действием радиации потускнеет, особенно в тех местах, где интенсивность гамма-лучей от пульсара будет самой высокой.

PSR J0835-4510
Иллюстрация пульсара PSR J0835-4510. Изображение: Space Engine

Чтобы решить проблему временной привязки, исследователи разработали метод сдвига трех слоев пленки через равные промежутки времени. Сравнивая эти данные, они смогли воссоздать точное время излучения гамма-лучей.

Цикл импульсного гамма-излучения от пульсара Парус

Результаты эксперимента были впечатляющими: полученное изображение гамма-лучей имело самое высокое разрешение за всю историю науки. Команда считает, что этот метод может быть полезным для развития многосторонней астрономии, где одни и те же события изучаются различными методами наблюдения.

Даже со всей своей сложностью и высоким бюджетом космические телескопы, подобные JWST, не могут заменить таких простых, но эффективных методов, как использование пленки и стратостатов.

Ранее мы сообщали о том, как камера темной энергии увидела остатки древней сверхновой.

По материалам popularmechanics.com