Камера темной энергии увидела остатки древней сверхновой

Ученые получили удивительное изображение остатка сверхновой в созвездии Паруса. Она вспыхнула около 11 тыс. лет назад. Сейчас то, что от нее осталось, можно как следует разглядеть с помощью астрономического инструмента, который называется Камера темной энергии.

Остаток сверхновой в созвездии Парусов
Остаток сверхновой в созвездии Парусов. Источник: phys.org

Невероятное изображение

Эта красочная паутина газовых нитей — остаток сверхновой в Парусах, расширяющаяся туманность космического мусора, которая осталась от массивного светила, взорвавшегося около 11 000 лет назад. Расположенная на расстоянии около 800 световых лет, эта туманность является одним из ближайших к Земле остатков сверхновых звезд. Хотя безымянная звезда закончила свою жизнь тысячи лет назад, ударная волна, которую вызвала ее смерть, все еще распространяется в межзвездной среде, неся с собой усики светящегося газа.

Яркие красные, желтые и синие цвета на этом изображении достигнуты благодаря использованию трех фильтров Камеры темной энергии (DECam), каждый из которых улавливает определенный цвет света. Отдельные кадры были сделаны в каждом фильтре, а затем наложены друг на друга, чтобы получить это цветное изображение высокого разрешения, которое демонстрирует сложные паутинообразные нити, извивающиеся в расширяющемся облаке газа. Это также самое большое изображение DECam, когда-либо обнародованное публично. Оно имеет разрешение 1,3 гигапикселя.

О туманности сверхновой в Парусах

Остаток сверхновой в Парусах — это всего лишь призрак бывшей массивной звезды. Когда она взорвалась 11 000 лет назад, ее внешние слои были с силой сняты и отброшены в окружающее пространство, вызвав ударную волну, которую можно увидеть сегодня. Когда ударная волна распространяется в окружающую среду, горячий энергичный газ отлетает от точки детонации, сжимаясь и взаимодействуя с межзвездной средой и образуя вязкие синие и желтые нити, которые видны на изображении.

Несмотря на драматизм последних моментов жизни древнего светила, оно не было полностью уничтожено. После потери внешних слоев ядро звезды превратилось в нейтронную звезду — сверхплотный шар, состоящий из протонов и электронов, которые столкнулись, образовав нейтроны. Так образовался пульсар в Парусах, имеющий массу Солнца, но втиснутый в сферу диаметром в несколько десятков километров.

Расположенный в нижней левой части этого изображения, пульсар Парусов — относительно тусклая звезда, которую невозможно отличить от тысяч ее небесных соседей. Еще не оправившись от взрыва, он начал быстро вращается вокруг собственной оси и создавать магнитное поле. Эти свойства приводят к тому, что двойные пучки излучения пронизывают небо 11 раз в секунду, подобно последовательным вспышкам лампочки вращающегося маяка.

Возможности современных фотокамер

Это одно изображение, сделанное с помощью Камеры темной энергии, имеет 570 мегапикселей, поэтому с помощью нескольких экспозиций, наложенных друг на друга, количество деталей, которые можно зафиксировать, действительно впечатляет.

Благодаря большой мозаике ПЗС-матриц Камеры темной энергии астрономы могут создавать завораживающие изображения слабых астрономических объектов, таких как остаток сверхновой Вела, которые открывают безграничный звездный пейзаж для исследования.