Дебютный пуск Vega-C завершился успехом

13 июля с космодрома Куру во Французской Гвиане состоялся пуск новой ракеты Vega-C. Он завершился успехом. Носитель успешно вывел на заданные орбиты полезную нагрузку в виде семи спутников.

Техническое устройство ракеты Vega-C

Vega-C является модификацией легкой ракеты Vega, предназначенной для вывода грузов на полярные и низкие околоземные орбиты. Она имеет четырехступенчатую конструкцию. Первые три ступени носителя оснащены твердотопливными двигателями, четвертая (AVUM+) является жидкостной. На ней установлен силовой агрегат РД-843, который разработан ГП «КБ Южное» и серийно производится ГП «ПО Южный машиностроительный завод». Его отличительной особенностью является возможность многократного запуска во время полета. Благодаря этому Vega может обеспечивать разведение спутников по разным орбитам. По завершении миссии AVUM+ сводится с орбиты для того, чтобы избежать ее превращения во фрагмент космического мусора.

Техническое устройство ракеты Vega-C. Источник: ESA

Vega-C отличается от базовой версии наличием более мощных двигателей на первой и второй ступени. Верхняя ступень также была модернизирована, в частности получив большие топливные баки. Все это позволило увеличить грузоподъемность ракеты до 2,3 тонны на 700-километровую полярную орбиту. Сама ракета также «подросла»: ее высота составляет 35 м, диаметр 3,4 м, масса (в заправленном состоянии) 210 тонн.

Первый пуск Vega-C

Дебютный пуск Vega-C состоялся 13 июля. Твердотопливные ступени носителя отработали в штатном режиме, вывев ступень AVUM+ с полезной нагрузкой на суборбитальную траекторию. В последующем она выполнила пять маневров, обеспечивших размещение полезной нагрузки по заданным орбитам.

Спутник LARES-2. Источник: ESA

В рамках своей первой миссии Vega-C отправила в космос семь спутников. Главным грузом был итальянский аппарат LARES-2. Его точное положение на орбите будет отслеживаться при помощи лазеров с наземных станций. Целью миссии является измерение искажения пространства-времени, вызванного вращением Земли (прецессии Лензе  Тирринга).

Попутными грузами миссии стали шесть экспериментальных кубсатов, предоставленных Италией, Францией и Словенией. На аппараты возложены разные задачи. Так, спутник Greencube осуществит эксперимент по выращиванию растений в условиях микрогравитации, а аппарат Trisat-R будет изучать воздействие радиационных поясов Земли на бортовую электронику.

Напомним,  что  недавно  ESA перенесло на начало 2023 года  дебютный  пуск тяжелой ракеты Ariane 6.