Цифра дня: 30 тысяч околоземных астероидов

Европейское космическое агентство (ЕSA) сообщило о преодолении важной вехи. Количество, найденных астрономами околоземных астероидов, преодолело отметку в 30 тысяч объектов.

Что такое околоземный астероид

Околоземными астероидами называют малые тела Солнечной системы, чей перигелий (точка минимального сближения с Солнцем), составляет менее 1,3 а. е. Это значит, что в своем движении они приближаются к земной орбите на расстояние менее 45 млн км.

Астероид Эрос. Источник: NASA

Первым в истории открытым околоземным астероидом стал Эрос. Это произошло еще в 1898 году. Его диаметр составляет 30 км, в процессе своего орбитального движения он, время от времени, приближается к Земле на расстояние в 22 млн км. Эрос также стал первым в истории астероидом, исследованным специализированной миссией. В 2000 году аппарат NEAR Shoemaker вышел на орбиту вокруг малого тела, а в 2001 году совершил мягкую посадку на его поверхность.

Поиски околоземных астероидов

Основная часть околоземных астероидов обнаруживается на снимках специализированных небесных обзоров, таких как Каталинский небесный обзор. Они сканируют небо в поисках перемещающихся объектов.

Каталинский небесный обзор. Источник: wikipedia.org

Более мощные инструменты, такие как Очень Большой телескоп ESO, могут использоваться для дополнительных наблюдений с целью уточнения размеров астероидов и сбора дополнительных данных об их строении и составе. В поисках околоземных объектов также участвуют и космические аппараты, вроде обсерватории Gaia.

Количество и опасность околоземных астероидов

30 тысяч, найденных астрономами околоземных астероидов, являются лишь верхушкой айсберга. В реальности, таких объектов намного больше, и многие из них еще ожидают своего открытия.

Околоземный астероид в представлении художника. Источник: Science, NASA & Satellites

По оценкам астрономов, из всех известных на сегодняшний день околоземных астероидов, 1425 имеют «ненулевой» шанс столкновения с Землей. Это означает, что при определенных обстоятельствах, в будущем они могут упасть на нашу планету. В то же время, свыше тысячи из этих объектов имеют диаметр менее 50 метров. К тому же как показывают расчеты, ни один из потенциально опасных околоземных объектов, не столкнется с Землей в ближайшие сто лет.

Тем не менее уже сейчас космические агентства занимаются изучением способов, которые позволят отклонить от Земли, угрожающий ей, объект. Недавно NASA опробовала один из них на практике, ударив зондом DART по астероиду Диморф. Эксперимент завершился успехом. Таран привел к изменению орбитального периода Диморфа на 32 минуты, что намного больше, чем предсказывали модели.