Чумацкий Шлях или Млечный Путь? 5 астрономических названий в украинской традиции

Астрономия — наука, традиционно использующая много международных названий и терминов. В основном они остались там из древнегреческого языка и латыни: планета, комета, параллакс, эклиптика, перигелий, афелий… Из этих же языков происходят общеупотребимые названия планет и большинства созвездий. Но когда-то наши древние предки называли их по-своему. По случаю отмечаемого 21 февраля Международного дня родного языка вспомним некоторые «небесные названия», сохраненные в украинской традиции.

Большой и Малый Воз

Наиболее известный «звездный рисунок» в небе Северного полушария, безусловно, образуют семь самых ярких звезд созвездия Большой Медведицы. Многие думают, что это и есть все созвездие, но на самом деле это астеризм — звездная конфигурация (иногда ее «составляющие» принадлежат к разным созвездиям), имеющая традиционное название. У большинства народов это Большой Ковш (Big Dipper), а для украинцев это Большой Воз. Он действительно похож на телегу, если смотреть на нее сбоку.

Созвездия Большой и Малой Медведицы. «Малый Воз» рассмотреть довольно сложно. Яркая звезда у верхнего края изображения — Полярная. Источник: T.Credner, S.Kohle, AlltheSky.com

Правда, «Большим» он был не всегда, а с тех пор, как на наши территории распространились представления о небесной сфере, свойственные западноевропейским астрономам. В противоположность своему «Большому Ковшу» они видели на небе еще и «Малый Ковш», образованный основными звездами Малой Медведицы. На телегу это созвездие уже никак не похоже (его народное название — «Пасека»), но, по аналогии с «ковшами», примерно в XVIII веке в украинском языке закрепились два «небесных воза». Интересно, что похожую трансформацию эти названия прошли и в польском языке.

Стожары

С «Малым Возом» (или «ковшом») часто путают рассеянное скопление Плеяды, принадлежащее созвездию Тельца. Основные его звезды действительно образуют небольшой «ковшик». Эта компактная группа светил 3-й и 4-й звездной величины, собранных на участке неба площадью менее трех квадратных градусов, не может не привлечь внимание ясной зимней ночью. Ее украинское народное название — Стожары — известно также соседним славянским народам, хотя распространены и другие варианты — «Семь сестер» или «Наседка». Более древний термин «Волосожары», вероятно, содержит в себе имя языческого божества Велеса.

Осенними вечерами Стожары начинают появляться над восточной частью горизонта

Стожары отличаются от настоящего «Малого Воза» в первую очередь тем, что последний имеет в своем составе Полярную звезду — важный астрономический объект, используемый для ориентации и определения географической широты к северу от экватора. Несложно понять, что это скопление расположено довольно далеко от полюса небесной сферы, а значит, «принимает активное участие» в ее вращении. Благодаря этому условия его видимости в разное время года существенно отличаются, в то время как Малую Медведицу мы можем видеть каждую ночь над северной частью горизонта: в наших широтах она никогда не заходит. Количество известных звезд, принадлежащих Плеядам, приближается к 1200, поэтому более точным названием для них было бы «Тысячежары»… но не будем нарушать традиции!

Три царя, или Косари

Еще одно украшение зимнего неба — созвездие Ориона, содержащее сразу несколько астеризмов. Наиболее известный из них — Пояс Ориона, лежащий практически посредине между самыми яркими светилами этого созвездия Ригелем и Бетельгейзе. Он состоит из трех звезд второй величины, расположенных почти на одной прямой. Видимое расстояние между двумя крайними — они имеют арабские названия Альнитак и Минтака — менее 3°. Среднюю звезду арабы назвали Альнилам, хотя, возможно, поначалу это звучало как «аль-низам» (ожерелье).

Очевидно, «Тремя царями» эти звезды стали в христианской традиции, а вот в более приземленной практике наших предков они стали «Косарями», поскольку их каждый год впервые можно было увидеть на предрассветном небе в середине июля, когда начинались покосы. В наше время благодаря глобальному потеплению и «сдвигу» созвездий относительно точек солнцестояния и равноденствия такая «привязка» уже не актуальна, но название это иногда еще употребляется.

Крест, или Северный Крест

«Крестом» многие европейские народы называли созвездие Лебедя. Шесть его самых ярких звезд действительно образуют фигуру, похожую на крест, а с распространением христианства этот символ на небе стал выглядеть вполне уместным, поэтому и закрепился надолго в различных культурах.

Созвездие Лебедя на звездной карте. Хорошо видно, что его самые яркие звезды образуют фигуру креста. Источник: wikipedia.org

В эпоху географических открытий, когда первые мореплаватели оказались в Южном полушарии, человечество познакомилось с еще одним «небесным крестом», более компактным и ярким. Его вполне логично стали называть «Южным». В 1922 году, когда Международный астрономический союз утверждал названия созвездий, «Южный Крест» решено было оставить, а его северному «коллеге» вернули название Лебедя. В наше время она стала общеупотребительной — наверно, потому, что это одна из немногих звездных конфигураций, похожих на предмет или животное, в честь которого она названа.

Чумацкий Шлях

Для самого большого объекта, видимого на небесной сфере — главной плоскости диска нашей звездной системы — украинцы также имеют название. Преобладающее большинство народов связывает его с молоком, разлитым на небо, и имеет для этого соответствующую легенду. Отсюда происходит и слово Галактика (от греческого γαλαξίας κύκλος — «молочное кольцо»), и русский термин «Млечный Путь», и английское Milky Way. Но наши предки называли его «Чумацкий Шлях» — в честь отчаянных путешественников, которые не боялись отправиться в дальние края за солью, считавшуюся в те времена очень ценным продуктом.

Чумацкий Шлях над южной частью горизонта. Источник: Киевский клуб любителей астрономии «Астрополис»

Это были действительно нелегкие путешествия, с угрозой не только попасть в засаду разбойников или пострадать от нападения диких зверей, но и подхватить опасные болезни, среди прочего — чуму, распространенную тогда в Северном Причерноморье и Прикаспии. Теперь соль перестала быть для нас драгоценностью, ради которой следует рисковать жизнью и здоровьем, но все равно хорошо, что украинское народное название Галактики сохранилось и напоминает нам об отважных чумаках.

Ранее мы писали о китайском зодиаке и связанным с ним летоисчислением.