Просто о сложном | Невероятное созвездие Большой Медведицы

Среди всех созвездий люди чаще всего вспоминают зодиакальные. Видимо, потому, что многие верят во влияние небесных светил на человеческую судьбу. Но на самом деле небо только ими не ограничивается. Сегодня мы расскажем о Большой Медведице, которую еще называют Большой Ковш.

Созвездие Большой Медведицы
Большая Медведица

1. Почему созвездие Большой Медведицы так называется?

Если вы находитесь на территории Украины, увидеть созвездие Большой Медведицы можно каждую ночь — конечно, при условии отсутствия облаков. Его легко узнать по образованной его самыми яркими звездами большой фигуре, напоминающей ковш с ручкой. Его еще называют Большой Ковш.

Однако в астрономии используют название, которое пришло к нам еще из Древней Греции. Это созвездие присутствует в каталоге звездного неба Клавдия Птолемея. По легенде, дочь царя Ликаона Каллисто родила сына Аркоса от бога Зевса. Однако ревнивая жена последнего — Гера — превратила ее в медведицу.

Аркос не узнал мать и попытался ее убить. Чтобы предотвратить это, Зевс забрал медведицу-Каллисто на небо и превратил в созвездие. Для этого, как говорит легенда, он тянул ее за хвост, поэтому созвездие имеет длинную «ручку ковша» — хвост медведицы.

2. Сколько звезд в Большом Ковше?

На самом деле созвездие Большой Медведицы содержит тысячи и даже миллионы звезд, потому что это — просто выделенный участок неба, к которому относятся абсолютно все светила, расположенные в этом направлении. Однако невооруженным глазом мы можем увидеть всего 70 из них.

При этом даже большинство из этих 70 люди замечают редко и знают только те, которые формируют ковш. Если спросить обычного человека, сколько звезд входит в состав Большой Медведицы, чаще всего он ответит, что семь, имея в виду Дубхе, Мерак, Фекду, Мегрец, Алиот, Мицар и Алькаид. Однако если присмотреться к Мицару (средней звезде «держака»), рядом можно увидеть еще одну крошечную звездочку, которая называется Алькор — «Всадник».

3. Как с помощью Большой Медведицы найти Малую?

Большую Медведицу в наших широтах всегда можно увидеть на небе благодаря тому, что она принадлежит к приполярным созвездиям Северного полушария. У нас она никогда не опускается за горизонт, и это очень удобно, поскольку с ее помощью всегда можно найти Полярную звезду, а значит — направление на север.

Для этого надо найти Ковш и две его крайние звезды: Дубхе и Мерак. Последняя из них находится в «дне» Ковша. Соединив ее мысленно с Дубхе («краем» Ковша) и продолжив этот отрезок вдоль прямой линии еще 5,5 раз, мы «наткнемся» на Полярную звезду.

4. Какие звезды созвездия Большой Медведицы самые близкие?

Как и любое созвездие, Большая Медведица состоит из звезд, которые преимущественно никак не связаны между собой физически и даже не расположены рядом. К тому же их удаленность постоянно меняется. Поэтому вопрос о расстоянии до него на самом деле бессмысленный. Однако в его состав входят три звезды, находящиеся от нас в пределах 16 световых лет: Lalande 21185, Groombridge 1618 и Gliese 418. Правда, все они являются красными карликами, поэтому ни одну из них невозможно увидеть невооруженным глазом. Зато по крайней мере вокруг двух из них вращаются планеты.

5. Какие галактики есть в Большой Медведице?

Большая Медведица — это не только звезды. В этом созвездии есть и другие астрономические объекты. Например, в его пределах видна планетарная туманность M97 «Сова», которая, к сожалению, тоже недостаточно яркая для невооруженного глаза. Когда-то эта туманность образовалась из звезды, похожей на наше Солнце. В ее недрах закончилось водородное термоядерное топливо, и она превратилась в красный гигант, который вскоре сбросил свои газовые оболочки.

Также в Большой Медведице есть ряд известных галактик: М81, M82 «Сигара», M101 «Вертушка», в которой недавно вспыхнула одна из самых ярких сверхновых за последнее десятилетие, М109 и Zwicky 18 — карликовая галактика, состоящая почти исключительно из водорода и гелия, образованных в момент Большого взрыва.