Что-то заслонило от нас черную дыру в другой галактике

Китайские астрономы сообщают, что наблюдали явление рентгеновского затмения в галактике NGC 6814. Что-то заслонило от нас жесткое рентгеновское излучение, которое вырывается из газа и пыли, окружающих сверхмассивную черную дыру в ее центре.

Сверхмассивная черная дыра
Сверхмассивная черная дыра. Источник: www.space.com

Затмение черной дыры

Обычно, когда говорят о каких-то затмениях, связанных с черными дырами, то имеют в виду, что это они заслоняют от нас определенный источник излучения. Но исследователи из Китайского университета науки и технологий недавно сообщили о противоположном явлении.

В центре каждой большой галактики есть сверхмассивная черная дыра. Достаточно часто на нее падают газ и пыль, и часть их массы превращается в жесткое излучение, которое мы можем зарегистрировать на расстоянии миллионов световых лет. В таком случае говорят об активном ядре галактики.

Именно такое имеет звездная система NGC 6814, которую китайские астрономы исследовали с помощью орбитального рентгеновского телескопа XMM-Newton. В опубликованной статье они рассказали, что увидели, как нечто закрыло от нас на некоторое время жесткое излучение черной дыры.

Такие явления рентгеновского затмения являются чрезвычайно редкими. До сих пор они наблюдались только 4 или 5 раз. Поэтому исследователи просто не могли пройти мимо такой возможности их изучения с помощью орбитальной обсерватории.

Что удалось увидеть исследователям

Сами по себе и рентгеновская корона черной дыры, и объект, который ее заслоняет, слишком маленькие для того, чтобы их было возможно увидеть с такого огромного расстояния непосредственно. Однако по тому, как меняется рентгеновский спектр в процессе затмения, об объекте, который его вызывает, все же можно узнать немало.

Для анализа ученые использовали диаграмму «поток — цвет», которая показала, что чем «мягче» становится рентгеновское излучение, тем больше его яркость. В общем был сделан вывод, что объект, который заслоняет черную дыру, больше нее и состоит из отдельных комков, которые движутся вместе.

Кроме того, ученые выделили еще два дополнительных фактора затмения. Они значительно более разреженные, чем основной, и движутся рядом с ним. Очевидно, они представляют собой пыль, вырванную из облака приливными силами черной дыры, которая формирует что-то вроде кометного хвоста.

Судя по всему, объект, который затмевает черную дыру, является частью выбросов из ее аккреционного диска. Это облако каменных глыб и пыли движется со скоростью до 10 000 км/с. Сама же рентгеновская корона очень мала. Ее диаметр составляет лишь 10 гравитационных радиусов центрального объекта.