Что поможет не потеряться в космосе

Ученые опасаются, что невесомость и сенсорная депривация могут нарушить чувство равновесия астронавтов. Во время выхода в открытый космос они могут просто потеряться. Чтобы этого не случилось, для них придумали специальные устройства, которые нужно носить на себе.

Пространственная дезориентация — обычное дело для астронавтов
Пространственная дезориентация — обычное дело для астронавтов. Источник: phys.org

Дезориентация в космосе

В недавнем номере журнала Frontiers in Physiology появилась статья ряда американских исследователей, которые обратили внимание на проблему пространственной дезориентации астронавтов. На орбите отсутствует сила тяжести. А если ты при этом сидишь в большой металлической «банке», в которую извне не поступает никаких звуков, можно вообще потерять способность понимать, где что находится.

Это и само по себе неприятно, а во время выхода в открытый космос можно потеряться навсегда, если страховочные ремни, которыми астронавты пристегнуты к станции, куда-то исчезнут. Пространственная дезориентация может привести к страшной смерти.

Поэтому исследователи решили проверить, можно ли дать астронавтам что-то, что позволило бы их вестибулярным аппаратам хоть немного настроиться и приобрести ощущение ориентации. Например, вибрационные устройства, которые можно одеть на себя и которые будут давать сигналы, когда находятся в определенном положении.

Испытания вибрационных устройств

Ученые изготовили такие устройства, которые можно одевать на себя, и решили испытать их на Земле. Для этого использовали специальный прибор, в котором участника эксперимента можно было вращать в разных плоскостях. Также для имитации сенсорной депривации ему одевали повязку на глаза и наушники.

После этого нужно было сохранить равновесие в течение определенного времени. Всего было 30 участников, которые были разделены на три группы. 10 усиленно тренировались в установке еще до тестов. Десять получили по четыре вибрирующих браслета на руки и на ноги. 10 последних получили и тренировку, и браслеты.

Независимо от того, в какой группе были участники, сами тесты включали 40 попыток, во время которых необходимо было сохранять равновесие. В половине испытаний устройство вращалось в вертикальной плоскости, в остальных случаях — в горизонтальной.

Результаты испытаний

Сначала абсолютно все участники были дезориентированы так же, как и астронавты в космическом полете. При этом почти все заявили, что они доверяют вибротакторам, хотя и испытывают дискомфорт, поскольку указания приборов отличались от того, что подсказывали им собственные ощущения.

В результате наилучший результат показала группа участников, которые получили и тренировки, и вибротакторы. Те, кто пользовался только приборами, также неплохо справились. Сильнее всего пространственная дезориентация повлияла на тех, кто получал только тренировки, хотя и они дали определенный результат.

При этом даже те участники, которые получали и браслеты, и тренировки, не смогли справиться с заданиями на уровне людей, которым пространственную дезориентацию не обеспечивали. Однако исследователи надеются, что при более длительном использовании эти устройства дадут лучший эффект.